Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
Если поверить американскому дипломату - главе департамента по связям посольства США в Баку Джонатану Хенику, то возможность совместного американо-российского использования Габалинской РЛС «все еще существует. Мы только что достигли того этапа, когда собрали информацию о данной станции, и сейчас она рассматривается нами в Вашингтоне», сказал агентству Интерфакс-Азербайджан господин Хеник.
Но похоже, что «рассматривается в Вашингтоне» вся эта ситуация в том самом ключе, которого Россия опасалась с самого начала. Дело в том, что состоявшиеся на днях российско-американские смотрины Габалинской РЛС в Азербайджане на предмет её совместного использования желанного для Москвы результата не дали. США нашли беспроигрышный для внешнего мира аргумент, поставив под сомнение возможности РЛС в качестве альтернативы американскому радару в Чехии. Причем это в равной степени отнесли и к РЛС последнего поколения, развертываемую в Армавире, на которую российский Генштаб делал особую ставку.
Российские радары по своим сегодняшним характеристикам не могут выполнять задачи, которые стоят перед американским радаром в Чехии. Наилучшим вариантом было бы подключение российских станций к третьему району американской ПРО в Европе (о чем, похоже, и говорит американский дипломат в Баку). Такое заключение дал директор Управления противоракетной обороны США генерал-лейтенант Генри Оберинг, выступая в Европейском институте перед дипломатами из посольств европейских государств в американской столице.
Но и на этом неприятности для России не закончились. Оберинг наступил на самую больную мозоль Москвы. Генерал выразил уверенность в том, что США удастся заключить двусторонние соглашения с правительствами Польши и Чехии о размещении американских ракет-перехватчиков и радара ПРО в этих странах. Свою уверенность Оберинг аргументировал «драматичным ростом интереса к противоракетной обороне по всему миру» и «ощущениями срочности» миссии ПРО, в связи с известными угрозами со стороны Ирана и КНДР.
Москва, конечно же, болезненно отреагировала на эти высказывания американского генерала. Габалинская РЛС не может быть «дополнением» к американской системе ПРО в Европе, заявил замглавы МИД РФ Сергей Кисляк. В свою очередь главный генератор идеи совместного использования Габалинской РЛС в качестве альтернативы американскому радару в Чехии - начальник Генштаба ВС РФ Юрий Балуевский - всего лишь заметил, что «был почти убежден» в такой реакции США на российскую инициативу.
И Балуевский прав. По большому счету, Оберинг ничего нового не сказал, и его вердикт относительно Габалинской РЛС в качестве альтернативы американскому радару был более чем очевиден. В свое время американская сторона предупреждала, что предлагаемая ей Москвой Габалинская РЛС (впрочем, как и РЛС под Армавиром) - это всего лишь станция системы предупреждения о ракетном нападении, а вовсе не радар диапазона X, который используется для наведения противоракет и который США намерены поставить в Чехии.
Другими словами, США перевели разговор на технические рельсы, сообщив, что о подмене американского радара в Чехии Габалинской РЛС не может быть и речи в силу её тактико-технических возможностей. Не сможет она при всех своих очевидных достоинствах использоваться и для наведения американских противоракет по иранским баллистическим ракетам.
У Москвы не нашлось свежих аргументов в защиту Габалинской РЛС. А заявления о том, что на основе использования Габалинской РЛС «мы имеем систему нового поколения на территории России», вряд ли убедят США.
Неубедительно выглядит теперь и постановка вопроса о том, что согласие Вашингтона или его отказ от предложений Москвы продемонстрирует истинные намерения США, а именно: намерены ли они действительно защищаться от Ирана, или все-таки их целью является Россия. Ведь, если следовать простой логике, получается как раз наоборот. Откажись сейчас США от своего радара в Чехии в пользу Габалинской РЛС, которая не приспособлена для борьбы с иранским ракетами - и их ПРО в Европе как раз будет восприниматься как система, направленная исключительно против России.
Не мешало бы напомнить и об усилиях Москвы и Баку убедить Тегеран в том, что использование США Габалинской РЛС для Ирана никакой опасности не представляет. Если это так, то какую ценность она (Габалинская РЛС) может представлять для американской ПРО в Европе, создаваемой против Ирана?
Выражаясь шахматным языком, дебют в партии «ПРО в Европе» Россия проиграла. Гамбит с Габалинской РЛС не состоялся. США без труда перевели игру в миттельшпиль, при этом заявив о необходимости продолжить российско-американские консультации и российско-американское сотрудничество в вопросах противоракетной обороны.
Миттельшпиль предстоит затяжной. Тот же Оберинг говорит, что антиракеты в Польше и радар в Чехии США могли бы разместить самое раннее в 2011 году, а решение американского конгресса урезать часть расходов на третий позиционный район может лишь задержать начало работ в Польше и Чехии на шесть месяцев.
Все более становится очевидным, что вопрос о необходимости ПРО в Европе Вашингтона для себя давно решил, и что все заверения российских МИД и Генштаба в том, что создавать сегодня РЛС на территории Чехии и Польши «по крайней мере, бесперспективно», вряд ли заставят Белый дом отказаться от своих планов. Собственно, об этом и говорил Юрий Балуевский.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции