Московский трамвай - старейший вид городского общественного транспорта, действующий в Москве с 1899 года. В последние годы его теснят - частный транспорт и другие виды городского транспорта. Есть ли будущее у московского трамвая? На этот и другие вопросы корреспондента РИА Новости Григория Тебенихина ответил заместитель руководителя департамента транспорта и связи Москвы Александр Воробьев.
- Если у нас в городе трамвайная сеть составляет 416 километров, то, конечно, будущее есть. И настоящее есть, и славная история есть.
- Возможно заглянуть вперед и посмотреть, как будет развиваться трамвай через пять, десять лет?
- У департамента есть представление, что будет через пять лет и в последующие годы. В городе, как вы знаете, разрабатываются целевые программы. Сейчас реализуем программу на 2007 - 2009 годы.
Трамвайный транспорт состоит из двух составляющих: непосредственно сам трамвай, а также пути и контактная сеть с тяговыми подстанциями.
Если говорить о подвижном составе, разрабатываются новые проекты, но развитие получает и уже существующая техника. Берем наши старые добрые "Татры", Т-3, чешские, и модернизируем их. Такая работа ведется последние четыре-пять лет. Трамвай полюбился городу, поэтому решили внешний вид не менять. Что касается его "внутренностей", если можно так сказать, то они претерпевают полнейшую модернизацию. Ежегодно мы модернизируем 20-25 трамваев. В нынешнем году из 25 трамваев 16 мы уже модернизировали, до конца года модернизируем еще 7 вагонов. На следующий год намечена модернизация 23 трамваев, и 22 - на 2009 год.
Кроме модернизации идет закупка нового подвижного состава. В 2007 году закупаем 57 вагонов, 72 вагона - в 2008 и 65 - в 2009 году.
- Наряду с модернизацией трамваев, закупкой новой техники, в Москве разрабатывается и принципиально новый вид транспорта - скоростной трамвай...
- Уже разработаны транспортно-планировочные и инженерно-технические мероприятия по пилотной линии скоростного трамвая. Она предлагается в Восточном округе, вдоль шоссе Энтузиастов, из района Гольяново до площади Ильича. Скорее всего, проект будет реализован на принципах государственно-частного партнерства. Строительство таких легкорельсовых транспортных скоростных систем - достаточно дорогостоящее мероприятие, выделять из городского бюджета большие суммы денег на это не очень рационально. Создано совместное АО с долевым участие города, оно будет заниматься непосредственной практической реализацией. Чтобы работа шла быстрее, параллельно готовятся ТЭО и организационные мероприятия.
Помимо этого, ведется работа по генеральному плану линии скоростного трамвая - по разработке и подготовке предложений, где в городе возможно применить систему скоростного трамвая. В первую очередь, конечно, там, где жители города отдалены от метрополитена - это большие спальные районы Жулебино, Кожухово, северо-западная часть города. Где конкретно - сказать не могу, работа идет. Стоит задача, чтобы в начале 2008 года эти предложения уже были доложены правительству.
- Скоростной трамвай будет не дороже обычного?
- Вопрос оплаты не рассматривался. Только проведение ТЭО даст ответ на вопрос, каким будет стоимость проезда. Одно могу сказать - проезд должен быть на уровне той цены, которая действует на наземном городском пассажирском транспорте. Нам не нужна система, где проезд будет стоить значительно дороже.
- Трамвайные пути тоже обновляются?
- Разработан проект специальной программы. В октябре мы выходим на заседание правительства Москвы, где будем предлагать целевую программу восстановления и модернизации трамвайных путей на 2008-2010 годы. В результате реализации программы в городе не будет ни одного метра путей, которые не соответствовали бы техническим регламентам. За три года предстоит порядка 160 километров модернизировать или восстановить.
Модернизация включает применение новых бесшпальных конструкций. В нынешнем году ведутся такие работы в Строгино. Программа будет содержать поадресный перечень - москвичи будут знать, в каком году участок "их" трамвая будет модернизирован или восстановлен.
Будем применять технологии, понижающие уровень пыли в городе, - экспериментально проводить озеленение, где будет позволять межрельсовое пространство. Такое предложение мы получили от наших коллег из департамента природопользования. В программе уже опытные участки заложены.
Важная работа ведется по укладке резиновых конструкций на перекрестках. Очень помогает Тушинский машиностроительный завод, являющийся одним из ведущих поставщиков этих резиновых панелей. Панели укладываются там, где трамвай пересекается с полотном автотранспорта. Это позволяет сохранить и скорость автомобиля, и внешний вид перекрестков улучшить. Это уже можно видеть на улице Вавилова, на Преображенской площади, около Павелецкого вокзала. Темпы будут постоянно наращиваться. В 2007 году на 64 переездах будут уложены эти резиновые панели.
Хочу напомнить также, что сейчас в городе 38 трамвайных маршрутов и порядка 900 вагонов.
- Через три года трамвайных линий не станет больше?
- Нет, в постановлении правительства Москвы номер 840, в соответствии с которым развивается городской наземный транспорт, строительство новых линий не предусматривается. Проложить их в условиях сложившейся застройки сложно и даже нереально, потому что трамвай требует больших строительных работ. Но хочу отметить, что и сокращения линий на три ближайшие года не предусмотрено.
Локальные мероприятия по снятию линий были в городе и, возможно, будут. Но это, подчеркиваю, локальные. Нам, например, было очень жаль снимать трамвай с Ленинградского проспекта. С болью это делали. Но мы, транспортники, прекрасно понимаем, что город растет, расширяется - и динамично развивается. Поэтому при реконструкции Ленинградского проспекта рассматривались 5 вариантов. Но никак не смогли выбрать тех мероприятий, которые позволили бы сохранить трамвай на Ленинградке. То же касается и улицы Лесной, где линия будет снята.
- Проехав по маршруту номер 7 от Преображенки до Белорусского вокзала, следов каких-либо работ не увидел...
- По Лесной улице планы снимать трамвай есть. Предусмотрено, что какое-то время будет ходить и трамвай, и компенсирующий автобус. Как один из вариантов, рассматривается возможность применения на Лесной так называемого электробуса - автобуса на электрическом ходу. Пока не хотел бы акцентировать на этом внимание, это наша внутренняя задумка. Сейчас специалисты в Италии находятся, изучают опыт римской компании, где электробусы эксплуатируются уже четыре года. Нам надо понять, как поведет себя электробус в условиях нашего города.
- Многие жители считают, что трамвай на Лесной надо сохранить. В свое время так же много разговоров было по поводу решения о выводе с Шаболовской улицы трамвайного депо им. Апакова. Какова ситуация там сейчас?
- Вывод этого депо для пассажиров ничего не меняет. Подвижной состав распределяется в три других депо, и он также будет выходить на те маршруты, которые обслуживает Апаковское депо. Единственное, что меняется - это облик того района, где сегодня находится депо. Ни одного метра трамвайных путей в связи с предполагаемым выводом депо Апакова сокращено не будет, ни одного водителя, ни одного трамвая не будет убрано. Остается и разворотный круг - он нужен для того, чтобы маршрутная сеть работала.
В связи с тем, что депо выводится, запланировано уже в 2009 году начало проектных работ по строительству нового депо в районе Бирюлево.
- Особый разговор - о приспособлении городского транспорта для инвалидов. С трамваями для этого что-то возможно сделать?
- Такая работа ведется в рамках другой городской программы, в том числе по просьбе региональных организаций инвалидов. Так получилось, что трамвай - единственный вид транспорта, где не применена система низкого пола. Сложно это сделать по чисто техническим причинам. Решаем проблему двумя путями. Работаем с компанией "Сименс" по разработке специальной тележки для трамвая. Тушинский машиностроительный завод пошел по другому пути. Они берут чешский трамвай, у переднего вагона убирают заднюю часть, у заднего - переднюю, а посередине вставляют специальную вставку. И средняя часть трамвая получается низкопольной.
Мы объявим специальный конкурс на производителя трамваев, указываем технические условия, каким он должен быть, в том числе доступным для инвалидов. Кто придет на конкурс - это уже вопрос производителей.
- Завершить беседу я бы хотел вопросом о Музее трамвая.
- Музей городского наземного пассажирского транспорта, безусловно, будет. Уже ведутся работы, музей будет размещен на улице Твардовского, 6, в Краснопресненском трамвайном депо. Современнейшее наше депо, с большими площадями, - они были запланированы для размещения музея. Это должны быть и мастерские, цеха, которые позволят образцы техники, эти раритеты, бриллианты наши, содержать в нормальном, достойном виде.
У нас есть много образцов техники, кто-то их видел - мы каждый год на День города выставляем на ВВЦ образцы. Срок создания музея не могу назвать. Проектирование ведется, оно должно быть закончено в следующем году, тогда же будет определена дата начала и окончания строительства. Этот музей нужен нам, транспортникам, не меньше, чем всем остальным.