Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Преждевременно говорить, какая тема окажется основной на традиционном сентябрьском сборе мировых лидеров в ООН, на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи. Если все получится так, как хочет Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, то ключевой будет тема изменения глобального климата. Если же выйдет так, как - на словах - не хочется никому, то проблемой номер один станет Иран. Точнее, те угрозы войны против Ирана, которые в последние недели стали что-то уж слишком похожи на правду.
В обеих дискуссиях неожиданно важной, а то и ключевой может оказаться роль Казахстана. Как страны с ярким послужным списком в борьбе за чистую экологию ради развития. И как соседа Ирана, а заодно - государства, играющего особую и новую для мира роль в поиске современных систем региональной безопасности.
Что касается климата, то в Нью-Йорке предстоит серьезный разговор о том, что должно прийти на смену Киотскому протоколу, который стал первой попыткой международного регулирования допустимых выбросов в атмосферу двуокиси углерода. Первой, но не идеальной. Идеология протокола, действие которого заканчивается в 2012 году, уже получила первый удар на недавнем саммите АТЭС в Сиднее. В Нью-Йорке ожидается продолжение разговора, суть которого в том, что нужен новый, не тот, что в Киотском протоколе, способ уговорить все ключевые страны участвовать в новой системе сбережения климата. Требуется больше добровольности и больше поддержки странам, которые и хотели бы, но не могут как закрыть свое производство, так и найти средства на то, чтобы сделать его более экологически дружественным. И в любом случае нельзя, чтобы большая часть почти 200 государств, образующих международное сообщество, считала борьбу за климат заговором развитых стран по обузданию роста развивающихся.
Казахстан в этой дискуссии ценен как страна, по сути представляющая большой и важный регион - Центральную Азию. Дело в том, что с ноября прошлого года Казахстан стал первым государством Центральной Азии, избранным в число 54 государств-членов ЭКОСОС (Экономический и социальный совет). Начиная с текущего года Казахстан будет представлять в этой структуре азиатский регион. Кроме того, в мае этого года Алма-Ата стала местом проведения 63-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), объединяющей более 50 государств. То есть - Казахстан выдвигается на роль активного участника дискуссии, где обсуждаются вопросы, давно вызывающие живой интерес руководства страны. Например, переход на экологически чистые и энергосберегающие технологии, предотвращение обезлесения планеты. Это - все то, что Казахстан делает в своей экономике, и весьма активно. Достаточно вспомнить, что эта страна решает проблемы медленной гибели Арала или зараженного Семипалатинского полигона, чтобы понять, что казахстанцы хорошо знают тему разговора.
Можно не сомневаться, что речь прибывающего на Генассамблею президента страны Нурсултана Назарбаева будет содержать какие-то мысли на этот счет. Труднее предсказать, скажет ли он что-либо на другую тему - об угрозах санкций, а то и просто войны против Ирана, исходящие от стран ЕС и США. Или - об угрозе того, что Иран создаст свое ядерное оружие, после чего тем же займутся Саудовская Аравия, Египет, Израиль и кто угодно еще. И все это - у юго-западных границ самого Казахстана.
Очевидно, что мировое сообщество зашло в тупик по «иранской проблеме». Решающие голоса тут у двух групп государств. Это США и страны ЕС, и Россия с Китаем. Проблема в том, что эти две группы не согласны друг с другом и взаимоуничтожают усилия друг друга. А именно, путь переговоров, который отстаивают Москва и Пекин, блокируется угрозами США и ЕС, и наоборот.
Сможет ли тут сделать что-то принципиально новое Казахстан, с его особым геополитическим положением? Здесь уместно процитировать слова Назарбаева о том, что «мы осознаем, насколько сложно возводить устойчивое здание региональной безопасности, находясь на стыке трех тектонических платформ современной геополитики. Соседство с двумя крупнейшими государствами - Россией и Китаем, мощная культурная гравитация исламского мира делает невозможным формирование системы безопасности только узким региональным кругом».
Казахстан поэтому известен тем, что умеет развивать дружественные и предсказуемые взаимоотношения со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для республики практический интерес. Страна имеет возможность говорить с США и Ираном, не вызывая при этом подозрений со стороны каждого из этих непростых собеседников. Казахстан также - важный участник Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и инициатор такой структуры, как Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Наконец, Нурсултан Назарбаев с 2002 года предлагает создать в г. Алматы Региональный Центр ООН по предотвращению конфликтов и превентивной дипломатии в Центральной Азии. Пока что в результате проведенной совместно с ООН работы была достигнута договоренность о том, что главной задачей Центра должно стать оказание помощи государствам региона в предотвращении возможных конфликтов и других осложнений, которые могут негативно повлиять на ситуацию в регионе. А это то самое, что сейчас может оказаться полезным.
Пригодится ли этот казахстанский опыт и свой, особый подход для преодоления иранского тупика? По крайней мере не видно, есть ли другие страны, которые находились в такой же выгодной позиции, как Казахстан, для какой-то новой дипломатии.
И если Назарбаеву удастся хотя бы обозначить особую роль своей страны в поиске новых решений двух упомянутых выше проблем (климат и Иран), то Казахстан еще раз покажет этим, что в мире пришло время для новых государств, способных сказать новое слово в создании более разумного мироустройства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции