Никита Петров, военный обозреватель, для РИА Новости.
Индия объявила тендер по закупке 126 многоцелевых боевых истребителей для своих ВВС. Победителя этих соревнований ожидает долгосрочный, на ближайшие сорок лет, контракт на сумму, превышающую 10 млрд. долларов. Он включает в себя не только поставку самолетов, но и организацию их лицензионного производства на местных авиационных заводах, а также поставку комплектующих, много другой работы.
По условиям тендера 18 первых истребителей должны быть поставлены Дели в готовом виде, остальные 108 произведены по лицензии на предприятиях HAL. Кроме того, предусматривается опцион на приобретение дополнительно 64 боевых машин. Что подразумевает возрастание стоимости контракта до 16 млрд. долларов.
Тендер будет проводиться в три этапа. На первом специальная техническая комиссия, созданная правительством, проверит предложения фирм - претендентов на победу, их соответствие тактико-техническому заданию индийских ВВС. Затем пройдут реальные испытания самолетов-конкурентов на предмет определения их реальных боевых и эксплуатационных возможностей. И, наконец, будет проведена оценка коммерческих предложений конкурсантов. Одно из главнейших требований Дели - чтобы пятьдесят процентов стоимости контракта, а это значительно больше принятых в таких случаях 30 процентов, было реинвестировано в экономику Индии. В том числе и в развитие ее авиационной промышленности.
По планам министерства обороны Индии, первые самолеты должны поступить на вооружение ВВС в 2012 году, остальные - до 2020 года. Срок службы истребителей рассчитан на 40 лет, в течение которых они будут проходить постоянную модернизацию и обеспечиваться самым современным вооружением.
Официальные предложения поучаствовать в тендере получили шесть фирм. Американский Boeing со своим F\A-18E\F «Super Hornet», а также родственный ей Lockheed Martin с F-16, французский Dassault Aviation с «Rafale», шведский SAAB JAS-39 «Grippen», европейский Eurofighter EF-200 «Typhoon» и российский РСК «МиГ» с истребителем МиГ-35. И хотя до окончания конкурса остается еще очень много времени - почти два года, а свои презентации участники должны организовать в ближайшие шесть месяцев, вопрос - кто победит и почему - стоит уже сегодня.
Есть ли такие шансы у отечественного МиГа? Специалисты считают, что они достаточно высокие. Многоцелевой истребитель МиГ-35 или МиГ-35Д (двухместный) представляет собой поколение «4++». Он - дальнейшее развитие боевых самолетов МиГ-29К/КУБ, которые Россия будет поставлять Индии для строящегося сейчас на «Севмашпредприятии» авианосца «Vikramaditya» (бывший «Адмирал Горшков»). У него повышена боевая эффективность и улучшены авиационные характеристики. К примеру, в бортовом радиоэлектронном оборудовании стоит информационно-прицельный комплекс пятого поколения. Истребитель имеет возможность применять авиационные ракеты и бомбы, как российского, так и иностранного производства. Есть бортовой комплекс обороны, который включает в себя оптикоэлектронные системы обнаружения атакующих ракет и лазерного облучения, средства радиопротиводействия и автоматы выброса ложных целей. За счет этих новшеств он способен побеждать в воздушном бою, наносить удары высокоточным оружием по наземным и надводным целям в любое время суток и в любых погодных условиях без захода в зону действий ПВО.
Можно называть и другие достоинства самолета. Они есть и у его соперников. Но вряд ли решающим моментом при выборе истребителя для индийских ВВС будут его тактико-технические характеристики. Всегда существуют другие основания, которые склонны повлиять на решение высшего руководства Индии.
Например, такой факт, что большинство индийских боевых самолетов - советского или российского производства. По данным авторитетного английского справочника «The Military Balance», ВВС Индии насчитывают свыше 500 истребителей, произведенных на наших отечественных заводах, и только семь десятков французских Mirage 2000 и Jaguar, еще около десяти самолетов вертикального взлета и посадки Sea Harrier на переданном Лондоном Дели лет пятьдесят назад авианосце «Viraat». Более того, на заводах корпорации HAL по российской лицензии идет сборка многофункциональных истребителей Су-300МКИ. Индийские инженеры и техники, хорошо знакомые с технологией их производства, смогут без труда освоить сборку, а потом и изготовление по лицензии - что входит в условие тендера - нового российского самолета. Россия, в отличие, к примеру, от США, которые никогда никому не предоставляли права на производство своих самолетов, будет готова помочь Индии наладить выпуск МиГ-35 на своих предприятиях.
Есть еще один несомненный плюс в российской заявке на победу в тендере. Он носит скорее политико-экономический оттенок, чем военный, технический или политический. Это практика резонансных санкций, которыми часто пользуется Госдепартамент США против тех стран и организаций, которые по тем или иным причинам вызывают его неудовольствие. Та же Индия около тридцати лет подвергалась таким санкциям со стороны США за отказ присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Между Дели и Вашингтоном практически не было никаких военно-технических связей. Ситуация изменилась только в марте 2006 года, когда две страны подписали совместное соглашение о сотрудничестве в ядерной области. Где гарантия, что Вашингтон еще раз не применит санкции, если захочет это сделать?
Правда, не все гладко и во взаимоотношениях Дели и Москвы. Одна из проблем - затянувшаяся модернизация авианосца «Адмирал Горшков», который уже не первый год носит название «Vikramaditya». Крейсер, который по контракту должен был передан индийской стороне в 2008 году, едва-едва может быть закончен в 2010, а то и в 2012-м. Что, конечно же, вызывает резкое недовольство индийского правительства и их адмиралов, хотя они и выражают его публично в достаточно деликатной форме. Проблема еще и в том, что конфликтная ситуация вокруг авианосца «Vikramaditya» не единственная в сфере индийско-российского военно-технического сотрудничества.
Несколько лет назад «Балтийский завод» из Санкт-Петербурга более чем на год задержал сдачу Дели трех фрегатов проекта 11356 «Talwar», «Trishul» и «Тabar», так как на них возникли проблемы с зенитно-ракетным комплексом «Штиль». Сегодня возникли противоречия с модернизацией для Индии пяти противолодочных самолетов Ил-38SD («May» по классификации НАТО). Дели отказывается принимать их, так как комплекс по обнаружению подводных лодок «Морской змей», который поставлен на этих машинах, его морских летчиков не устраивает. Он, якобы, не отвечает современным требованиям. Хотя несколько месяцев назад такие вопросы не возникали.
Надо тут учесть и то обстоятельство, что Дели сегодня старается проводить многовекторную оборонную политику, не ограничивается сотрудничеством с одной, пусть и никогда не подводившей его по большому счету страной. «Не класть все яйца в одну корзину», - это по-своему разумно и прагматично.
У России есть весьма впечатляющие примеры успешного военно-технического сотрудничества с Индией в оборонной сфере. Здесь и закупки многофункциональных истребителей Су-30МКИ, каких, кстати, нет даже на вооружении российской армии. И контракт на поставку и производство в стране танков Т-90С. Закупки зенитно-ракетного и артиллерийского вооружения. В том числе и реактивных систем залпового огня «Смерч». Многие другие соглашения.
Особенно впечатляющее среди них - создание совместного предприятия «BrahMos», которое выпускает одноименную сверхзвуковую противокорабельную ракету. Не исключено, она может быть предложена и для оснащения МиГ-35.
И это еще один шанс на то, что «тридцать пятый» все же сможет пробиться на индийский рынок. Но пока о результатах тендера говорить рано. Он, как мы знаем, будет подведен через два года. А за это время много воды утечет и в Брахмапутре и в Москве-реке.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции