Фахриддин Низамов, член экспертного Совета РИА Новости.
Начиная с 90-х годов прошлого века, ЕС проводит политику распространения своего влияния на новые центрально-азиатские государства. Но при отсутствии единой стратегии часто происходило пересечение интересов различных европейских организаций и структур в Центральной Азии.
"Ошибка" была исправлена 30 июня 2007г. в Берлине, где состоялась презентация Стратегии Евросоюза по отношению к региону ЦА. Она была достаточно положительно воспринята, в частности, в странах, которым этот документ адресован. В духе прежних европейских стратегий, разработанных в отношении России, Украины и Средиземноморья, нынешняя стратегия является универсальным рамочным документом, очерчивающим сферы возможного практического сотрудничества на основе общепринятых принципов и ценностей.
Появление новой стратегии ЕС заставили многие мировые СМИ и экспертные круги Запада более пристально вглядеться в суть политических процессов, протекающих в Центральной Азии. Авторы, которые взялись за анализ документа, путей его реализации, ожидаемых результатов и возможных последствий, неустанно утверждают, что ЕС наконец-то начал проводить реальную политику и даже созрел для перехвата инициативы у своих конкурентов в лице РФ, Китая, Индии, Ирана за сферу влияния в ЦА. Однако эти анализы не дают ответов на некоторые весьма важные вопросы, в частности, какие реальные шансы у ЕС на успех в регионе.
Сразу надо признать, что новая концепция Евросоюза носит скорее символический, общий характер, в ней не указываются инструменты реализации. Прежняя политика Евросоюза в Центральной Азии провалилась, это осознают и сами европейцы. Евросоюз вложил почти миллиард евро и не получил никакой отдачи. Это связано с тем, что, преследуя свои цели, ЕС проигнорировал интересы самого региона: не принимался в расчет менталитет населяющих его народов, все страны рассматривались как одно целое без учета национальных особенностей. Достаточно сказать о программе ТАСИС, предназначенной для оказания технической помощи, - она еще до завершения исчерпала свои ресурсы.
Несомненно, ЕС ныне разработал очень амбициозную стратегию. Однако реализация внушает некоторые сомнения. Во-первых, ЕС не является основным игроком в регионе, а занимает второстепенную позицию; во-вторых, ему придется начинать все сначала, практически с нуля. Да и заявленная на развитие отношений с ЦА сумма примерно в 750 млн. евро является мизерной, она будет иметь минимальный эффект. К тому же внутри самого Евросоюза нет одинакового интереса к ЦА, а с принятием новых членов ЕС потерял единую конфигурацию и стал слишком разнородным. Можно заметить, что больше в центральноазиатском направлении продвинулись Германия и некоторые страны Восточной Европы, которые пытаются наладить здесь партнерские отношения. Раньше Франция проявляла заметный интерес, но после избрания нового президента Саркози позиция этой страны в отношении, например, Узбекистана не оставляет надежд на прогресс в сотрудничестве.
Относительно сущности новой стратегии ЕС стоит все-таки признать, что она действительно впервые определяет политические директивы для значительно повышенных обязательств ЕС в Центральной Азии, тем самым Брюссель подчеркивает растущее стратегическое значение региона. ЕС и страны ЦА будут вести регулярный диалог на политическом уровне. Впервые такой диалог состоялся в марте нынешнего года в Астане. ЕС намерен открыть представительства своей Комиссии во всех пяти центральноазиатских странах. По мнению разработчиков, стратегия нацелена на сбалансированный двусторонний и региональный подход, учитывающий различные потребности и показатели каждой страны.
Хотя сейчас в Центральной Азии наблюдается запутанная геополитическая игра. Это связано с тем, что Запад начал терять доверие у стран региона, а такие восходящие азиатские державы как Индия и Китай, наоборот, все больше стремятся укрепить свои позиции здесь. Одновременно и Россия, и Китай, и Запад пытаются заполучить гарантии того, что каждый из них сможет стать реальным союзником Центральной Азии. Скажем, сотрудничество Узбекистана с Китаем и Индией, активизировавшееся в последнее время, заставляет Запад искать с ним свои пути сближения. Европа и США понимают, что они уступают Индии, России и Китаю в «Большой игре» за Центральную Азию. Европейские и американские круги ищут подходы на экспертном уровне. Используя методы нагнетания энергетических, водных, миграционных проблем Центрально-азиатского региона, некоторые из этих, так называемых «экспертов», пытаются откровенно подорвать наметившиеся зачатки регионального сотрудничества в рамках ШОС, путем информационных атак осуществить фрагментацию интеграционных процессов, разбалансировать центрально-азиатскую идентичность и геополитическую структуру.
Вместе с тем, если ЕС и страны Запада стремятся к реальному сотрудничеству, им придется с осторожностью относиться и к уже сложившимся альянсам в регионе, и к суверенитетам каждой отдельной страны, без вмешательства в ее внутренние дела. В противном случае это может обернуться полной потерей доверия в искренность и равноправие предложенного сотрудничества.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции