Киев - 14 сентября, РИА «Новости».
Представительство «РИА Новости» в Украине начинает публикацию ежемесячных замеров активности и пиар-эффективности политических лидеров Украины.
МЕТОДИКА
Рейтинг активности составлялся как подсчет реальных действий, предпринятых каждым политиком в течение месяца, о которых стало известно из СМИ. При составлении рейтинга использовался новостной раздел Рамблера. При подсчете исключались простые упоминания о политиках и повторяющиеся сообщения об одном и том же событии. В то же время учитывалось каждое реальное действие, будь то важное политическое решение или вручение букета юбиляру. В отдельной колонке указано общее количество упоминаний в СМИ каждого политика, из чего можно сделать вывод о медиа-активности участников рейтинга.
При подготовке нового медиа-продукта принималось во внимание, что главным является не только активность в политическом поле и упоминаемость в СМИ, но и эффективность, с которой работают политики и их пиар-службы. Поэтому места в рейтинге определялись не по количеству действий и публикаций по поводу этих действий, а согласно индексу эффективности, который высчитывается путем несложного деления упоминаний на количество действий. Иными словами, мы высчитывали, каким образом «идут круги по воде». Ведь у одного политика каждое действие многократно упоминается в СМИ, а у другого, сколько не старается, больше одной публикации не выходит.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Если с действиями и упоминаниями в СМИ все понятно, то с эффективностью возникает много вопросов. Ведь здесь действуют несколько факторов.
-
Первый - кому-то доступен пресловутый административный ресурс. Правда, надо отметить, что при почти полном отсутствии на Украине государственных СМИ, админресурс (позвонили из высоких кабинетов и сказали, что надо обнародовать и про кого) малоэффективен. Тем не менее, авторитет власти уже своими внушительными атрибутами привлекает, как магнит журналистов. Если президент увольняет своих советников, играющих существенную роль в политике страны, это, конечно, вызывает большой резонанс и в обществе и в СМИ. Так что административный ресурс в этом смысле действует.
-
При отсутствии государственных СМИ (как, впрочем и при них) может быть включен другой эффективный механизм - публикация оплаченных материалов, которые журналисты стыдливо именуют «джинсой». Однако объективно оценить, какая публикация является «джинсой», а какая написана без пресловутого «Кеша», очень трудно и порой почти невозможно. Ведь здесь могут быть задействованы и другие факторы, например харизма публичного деятеля.
-
Харизматичность политика - это тоже фактор, влияющий на количество публикаций. В новейшей истории России и Украины известны политики, которые своими неординарными заявлениями и действиями вызывают активные и долгоиграющие «круги по воде».
-
Существуют и другие факторы, так или иначе вызывающие активность прессы. Очевидно, что в определенные периоды одни усиливаются, другие, наоборот, ослабляются. Мы не беремся анализировать причины эффективности действий украинских политиков в пространстве печатных и Интернет-СМИ. В данном рейтинге важен сам фактор этой пиар-эффективности.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Для определения индекса эффективности был взят прошедший предвыборный август. В принципе, этот период можно назвать месяцем эклектичной активности. Поскольку о конкретной предвыборной кампании речь еще не шла, т.е. светились, как могли. Правда, в начале августа многие политики (особенно из лагеря коалиции) все еще прилагали немало усилий для того, чтобы выборы не состоялись. Этим в какой-то степени объясняется достаточно низкая активность того же лидера коммунистов Петра Симоненко или спикера ВР Александра Мороза, которые до последнего тянули с предвыборными съездами. Этим же (плюс разгар сезона отпусков) можно объяснить и то, что в десятке наиболее активных лидеров отсутствуют политики, которые в сентябре стали светиться практически во всех СМИ. Но в любом случае, индекс эффективности украинских политиков во многом совпадает еще с одним рейтингом РИА «Новости» относительно влиятельности украинских политиков, который проводится еженедельно. Та же - первая тройка: Ющенко, Янукович, Тимошенко. И практически та же «десятка» в целом.
Однако места в этом рейтинге распределились по-другому.
Место в рейтинге |
Ф.И.О. |
Реальные действия |
Упоминания в СМИ |
Индекс PR-эффек - тивности |
1. |
Тимошенко Юлия, лидер БЮТ |
61 |
539 |
8,83 |
2. |
Янукович Виктор, премьер-министр Украины |
83 |
531 |
6,39 |
3. |
Ющенко Виктор, президент Украины |
120 |
689 |
5,74 |
4. |
Мороз Александр, спикер ВР |
27 |
142 |
5,25 |
5. |
Ахметов Ринат, предприниматель |
8 |
40 |
5 |
6. |
Балога Виктор, руководитель секретариата президента |
17 |
66 |
3,88 |
7. |
Симоненко Петр, лидер КПУ |
20 |
65 |
3,25 |
8. |
Яценюк Арсений, министр иностранных дел |
18 |
57 |
3,16 |
9. |
Литвин Владимир, экс-спикер ВР |
15 |
47 |
3,13 |
10. |
Луценко Юрий, лидер БНУНС |
25 |
72 |
2,88 |
1. ТИМОШЕНКО - критический эффект
Наиболее эффективной оказалась Юлия Тимошенко. При том, что в августе она была почти на четверть менее деятельной, чем премьер Виктор Янукович.
Во многом этому способствует тот фактор, что лидер оппозиции не имеет непосредственного отношения к государственному управлению. Зато критическое отношение к любым действиям госчиновников и руководителей государства всегда вызывает более широкий и более эффектный резонанс в СМИ. Так что если оценивать влияние активности Тимошенко именно на борьбу за голоса избирателей, то первое место она получила вполне оправдано. Это касается и предвыборного съезда (не менее эффектного, нежели у Партии регионов), и отказа ЦИК регистрировать предвыборный список блока. Кстати, явная глупость, допущенная ЦИК, поскольку БЮТ получил прекрасную возможность бесплатно получить долгоиграющий информационный повод, и, соответственно, дополнительную засветку в СМИ. Неплохо был представлен и предвыборный проект «Украинский прорыв». Однако радость омрачило заявление министра экономики Кинаха о том, что и программа, и книжка под таким названием вышла из-под его пера два года назад. Помимо этого лидер БЮТ весьма активно передвигалась по стране, выступая на многочисленных митингах и встречах, где в присущей ей манере, сделала ряд громких заявлений. Что в свою очередь тоже не могло не отразиться на внимании к ней со стороны журналистов. В итоге закономерный индекс эффективности лидера БЮТ - 8, 83 и первое место в августе.
2. ЯНУКОВИЧ - нешаманные страсти
Занявший второе место, лидер Партии регионов, премьер-министр страны Виктор Янукович в отличие от Виктора Ющенко является непосредственным участником предвыборного процесса. Возможно, в связи с этим его реальные действия можно в гораздо большей степени увязать с предстоящими выборами. Хотя не исключено, что на более узкий, нежели у президента спектр засветок, влияет и характер работы. Поскольку Янукович, как известно, работает премьер-министром Украины. В итоге среди основных действий премьера можно в первую очередь отметить помпезный партийный съезд, который поставил Януковича во главе предвыборного списка. Далее внимание СМИ привлекли ряд экономических заявлений премьера, а также две его поездки в Россию. Правда, первая - на Алтай вызвала больше пиар-домыслов, поскольку Янукович неожиданно отправился на Алтай, где лечил больное колено у местных шаманов. Зато вторая поездка вышла на славу, т.к. премьер побывал в Москве на авиасалоне МАКС-2007, где продуктивно пообщался с президентом России, и дал старт обновлению украино-российских отношений в области самолетостроения. Помимо этого, в рамках продолжающегося скрытого противостояния по линии премьер-президент, Янукович отстаивал своих министров по ЧС и транспорта, а также уверенно вытаптывал электоральное поле своего оппонента, перехватывая президентские инициативы. Это касается и борьбы за отмену депутатской неприкосновенности, и чиновничьих льгот, и предложения обновления принципов внешней политики государства. По реакции СМИ на реальные действия премьера, индекс эффективности Януковича составил 6, 39.
3. ЮЩЕНКО - неэффективная активность
Наиболее деятельным из всех политиков Украины в августе был Виктор Ющенко, который внешне активно присутствовал в медиа-пространстве. Начиная, скажем, от сплава всей семьей на резиновых лодках по реке Черемош и заканчивая посещением Сорочинской ярмарки и личным участием в тушении пожара на Херсонщине. Помимо этого президент увольнял советников и послов, а также безуспешно пытался отправить в отставку министра транспорта и главу МЧС. Но наиболее знаковые действия были все же связаны непосредственно с исполнением президентских обязанностей. В первую очередь это касается четвертого по счету указа по роспуску Верховной Рады и презентации антикоррупционных инициатив. Кстати, во время представления инициатив Виктор Ющенко потребовал возобновить уголовное дело против министра внутренних дел Василия Цушко по факту захвата здания Генеральной прокуратуры. Если исходить из реакции СМИ, на каждое реальное действие президента, то рейтинг эффективности президента составил 5, 71. И это - одно из самых больших разочарований данного анализа. Президент, хотя и самый деятельный в стране политик, всего лишь - третий по эффективности.
4. МОРОЗ - преодоление пройденного
Что характерно, как и в еженедельном рейтинге политической влиятельности, который проводит РИА «Новости», следующий участник данного исследования остался далеко позади от первой тройки. Спикер ВР 5 созыва Александр Мороз отметился всего лишь 27 реальными действиями и 142 упоминаниями в СМИ. Т.е. и данный анализ говорит о том, что раскрутка первой тройки игроков либо умышленно идет намного активнее, нежели у остальных политиков, либо срабатывает фактор долгого лидирования брендов на рынке в сочетании с растущим числом продаж. Но в любом случае активность Мороза, равно как и его реальные дела вращались преимущественно вокруг незаконности роспуска парламента и критики президента. Помимо этого спикер (он же лидер Социалистической партии Украины по совместительству) провел партийный съезд, на котором возглавил предвыборный список. В итоге соотношение реакции СМИ на реальные дела Мороза - 5, 25. И заслуженное третье место по эффективности.
5. АХМЕТОВ - скромная эффективность буржуазии
Пятерку наиболее эффективных политических лидеров страны замыкает как ни странно, наименее деятельный (естественно, с точки зрения публикаций в СМИ) Ринат Ахметов. При самой скромной активности - всего 8 действий, он имеет твёрдую 5 по эффективности. Бизнесмену и политику, особенно бизнесмену и политику, который вкладывает немало сил и средств в развитие отечественного футбола достаточно просто публично поболеть за любимую команду. Особенно, если она называется «Шахтер», да к тому же столь успешно выступает на международном уровне. А потом добавить, что победный счет ему приснился, чуть ли не в вещем сне. Тем более что Украину по праву считают одной из самых футбольных наций. Хотя, естественно, никто не сбрасывает со счетов эффективность Ахметова и в большой политике. Пусть даже он «играет» на этом поле не очень публично.
6-10. И ПЯТЕРО «троечников» позади
Август для политиков второй пятерки рейтинга активности и эффективности был все-таки месяцем разогрева перед большой политической игрой в выборы.
Всегда находящийся за спиной Виктора Ющенко руководитель секретариата президента Виктор Балога скромно действовал (17 раз) и столь же скромно почти в 10 раз меньше в сравнении со своим боссом светился (66). Тем не менее отблеск сияния президентского скипетра позволил ему занять шестое место в рейтинге эффективности. Примерно так же действовал в августе другой человек из команды президента - министр иностранных дел Арсений Яценюк. Оба находятся в тени президента и оба, судя по рейтингу эффективности, значительно уступали первой пятерке.
Совсем плохо обстояли дела у лидера пропрезидентского блока «Наша Украина - Народная самооборона» (НУНС) Юрия Луценко. Несмотря на то, что он активно перемещался по стране еще с весны, а также постоянно делал резкие заявления, как на пресс-конференциях, так и на телеканалах. Но т.к. предвыборная кампания НУНСа строится исключительно на двух «китах» - отмене льгот и неприкосновенности, и на том, что «закон один для всех», спектр действий был невелик. К тому же обе эти инициативы были изначально перехвачены Партией регионов, которая, как говорилось выше, начала их активно раскручивать, как собственные проекты. Чем явно сузила широту маневра лидера блока, который в своих многочисленных поездках и выступлениях был вынужден отрабатывать заранее подготовленные базовые тезисы. Исключением разве что можно считать неоднократные заявления Луценко о том, что после выборов НУНС не будет создавать широкую коалицию с Партией регионов, опровергая августовские заявления, как экспертов, так и политиков. В итоге результат реакции СМИ на немногочисленные реально отмеченные действия лидера НУНС - 2,88, то есть самая низкая эффективность.
Что касается эффективности бывшего спикера Владимира Литвина и лидера КПУ Петра Симоненко, то их золотое время еще впереди - в горячем предвыборном сентябре.