Андрей Вавра, политический обозреватель РИА Новости.
Наконец-то! Все уже устали томиться в ожидании, распираемые предположениями и прогнозами. И, откровенно говоря, сильно расслабились, в своих рассуждениях даже не скрывая, что систему власти у нас видят как однозначно авторитарную. Имею в виду все эти разговоры про третий срок, что России присуще единоначалие, а не демократия, что кого Путин назовет, тот президентом и станет. Всем было очевидно, что по сценарию «преемник», отставка Фрадкова играет ключевую роль, поэтому в результате ее готовились услышать имя будущего президента России. Выбор был максимально ограничен - всего 2-3 наиболее реальных претендента. По сценарию Путин назначает своего преемника премьером, который уже отсюда - с легкой подсказки электорату - пересаживается в кресло президента. Тут все предсказуемо, и очевидный авторитаризм правления прикрыт фиговым листочком формально-демократических процедур. Все только делают вид, что выборы у нас не понарошку, а взаправду. Сплошной театр.
Максимальная приближенность процедуры смены власти к канонам демократии для Путина оказалась принципиально важна.
На ключевую в преддверии выборов президента должность премьера он назначил человека абсолютно нового, не входившего ни в первую (Иванов, Медведев), ни даже во вторую (Якунин, Нарышкин, Матвиенко, Чемезов) обойму возможных кандидатов. Человека, которого ни по каким параметрам нельзя отнести к преемникам.
Словом, имя названо, а ясности не прибавилось. Совсем даже наоборот.
Владимир Владимирович снова не позволил себя предсказать. Путин в очередной раз объясняет всем нам, что самые очевидные ходы - самые неправильные.
Так что же все-таки Путин имеет в виду?
Поддержка Государственной Думы Зубкову обеспечена, он становится новым премьером. И что из этого следует?
Понятно, что следуют определенные изменения в правительстве. Но, главное, это назначение отправило в макулатуру все прогнозируемые политологами предыдущие сценарии президентских выборов. Теперь все будет иначе. Но как?
Сценарий №1, наиболее подходящий для возможного возвращения через 4 года Путина. Зубков и есть преемник. С этой точки зрения у Зубкова сплошные плюсы. Он, понятно, человек Путина - работал под его руководством в Санкт-Петербурге. У него имеется максимально возможный объем информации относительно финансового положения российской политической элиты. Наверное, даже больше, чем у ЦРУ. У кого какие счета - здесь и там, у кого и на каких родственников записано какое имущество. С точки зрения полного контроля над ситуацией - вещь исключительно полезная.
А, главное, возраст: 15 сентября ему исполнится 66 лет. По нашей Конституции даже президентом избираться после 70 лет нельзя.
Но премьеру - в данном случае человеку, абсолютно неизвестному народу - надо еще быть избранным. Надо, чтобы его полюбил еще и электорат (мы помним особое внимание Путина к демократии). Широчайшие возможности Зубкова заслужить любовь электората очевидны. Если именно его Путин назовет преемником, то этот выбор логично оправдать актуальностью тотальной борьбы с коррупцией. И этот выбор президента народ поддержит с энтузиазмом. У электората есть серьезные подозрения, что наша политическая элита живет не на одну зарплату. Так что за Зубковым люди пойдут. Не потому, что он будет симпатичен (вряд ли его успеют узнать за те несколько месяцев, что остались до начала президентской кампании, да и не успеет он наработать внушительный телевизионный образ), а за готовность претендента вывести всех жуликов на чистую воду, потому, что он заточен на борьбу с теми, кто живет нечестно.
Сценарий №2. Зубков остается на должности премьера, а в президенты идет другое, более ожидаемое лицо. В этом случае - когда Зубкова Путин назначил, а в отношении преемника ограничился более расплывчатой формой поддержки - Зубков оказывается в роли «государева ока», призванного присматривать за свежеизбранным президентом. И очевидно, что в качестве премьера он будет несменяем. И тогда Зубков будет для преемника очень даже серьезным противовесом. Это весомая дополнительная страховка, что новый президент не наберет такой силы, чтобы замахнуться на продолжение своей работы еще и после 2012 года.
Сценарий №3. Зубков остается премьером. Преемником становится некто «Х». Новый президент оказывается со всех сторон окруженным гораздо более раскрученными выдвиженцами Путина. И в этом случае его должность становится чисто технической. В любом случае, Путин закрывает в России политическую эпоху. В результате перед нами будут мелькать технические лица, до 2012 года не приобретающие никаких иных черт...
Вот какие сценарии просматриваются сегодня - исходя из создавшейся конфигурации власти. Но сегодня, и это окончательно очевидно, ничего правильно до конца предсказать невозможно. За все 8 лет президентства Путина еще ни разу никто не угадал его кадровые решения. Путин принципиально выстраивает такие схемы, которые не укладываются в одномерную, всем очевидную логику, не предусматриваются никакими аналитическими прогнозами. Поэтому, вероятнее всего, будет реализован некий сценарий №4. В отдельных чертах он может иметь сходство с имеющимися сценариями, но будет построен по законам особой - «путинской» - логики.
Что же касается дальнейшей судьбы самого Путина, который, похоже, гораздо интереснее всех, идущих ему на смену, то я лично всегда предполагал его во главе какого-то супермощного фонда. Фонда, располагающего неограниченными возможностями творить добрые дела в масштабах всей страны. Но вот что интересно: в нынешней структуре власти странным образом провисла не очень понятная рядовому гражданину должность секретаря Совета безопасности. Должность не Бог весть какая, но ведь с приходом Путина ее значение могло бы кардинально измениться. А по Конституции, «Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции