Александр Савоченко, корреспондент «РИА Новости» (Киев)
За месяц избирательной кампании Центральная избирательная комиссия неоднократно выглядела слабым звеном в цепочке выхода страны из затянувшегося политического кризиса путем внеочередных выборов. С момента подписания первого президентского указа о роспуске Верховной Рады ЦИК включился в эстафету политического противостояния, первой жертвой которого стал Конституционный суд. Внезапная болезнь четырех членов комиссии лишила Центризбирком кворума и половину апреля комиссия не могла провести ни одного заседания. Пиком борьбы и одновременно заключением перемирия стала политизация комиссии, независимой государственной институции, уже на законодательном уровне. Формирование нового состава ЦИК по партийному принципу было одним из основных условий договоренностей о выходе из кризиса между Виктором Ющенко, Виктором Януковичем и Александром Морозом, достигнутых в ночь накануне праздника Святой Троицы.
В начале июня парламент утвердил новый состав ЦИК, где большинство мест, - восемь и должность секретаря, - получили представители от коалиции Партии регионов, Компартии и СПУ. Представители оппозиционных фракций получили семь мест, но должность главы комиссии двух его заместителей остались за «Нашей Украиной» и Блоком Юлии Тимошенко. Лояльный к Ющенко Ярослав Давыдович, назначенный на должность главы ЦИК накануне переголосования второго тура президентских выборов в 2004 году, был сменен на постоянного представителя президента в Конституционном суде Владимира Шаповала. Заместитель Давыдовича Марина Ставнийчук была назначена заместителем главы секретариата президента и представителем президента в ЦИК. Таким образом, в работе комиссии установилось очень нестабильное, но все- таки равновесие.
«На такой принцип формирования ЦИК согласились, когда выходили из кризиса в конце мая - начале июня, просто потому, что есть высокий уровень взаимного недоверия. Это был некий компромисс, политический компромисс», - говорит директор Центра политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. Политолог считает, что если одна или другая сторона будет иметь непосредственные интересы заблокировать избирательный процесс - это будет сделано.
Болезнь роста
Первые три недели после утверждения нового состава, Центральная избирательная комиссия не смогла провести ни одного заседания. Непреодолимой преградой оказался вопрос о закреплении членов комиссии за регионами Украины для помощи в организации избирательного процесса. Комиссия была разблокирована только после встречи президента и премьера. В итоге за членами от коалиции Партии регионов, Компартии и СПУ были закреплены исключительно восточные и южные области Украины, члены комиссии от оппозиции получили западные и центральные регионы. Депутаты парламента от оппозиции обвинили большинство Центризбиркома в попытке сфальсифицировать выборы на вверенной им территории. Коалиция в свою очередь заявила, что руководство ЦИК пытается единолично принимать решение, которые должны рассматриваться коллегиально. А партии, которые не представлены в парламенте, в свою очередь обвинили и коалицию и оппозицию в совместном сговоре с целью изменить результаты волеизъявления в свою пользу.
Центральная избирательная комиссия после официального начала избирательной кампании неоднократно разделялась на два противоборствующих лагеря. Причиной противостояний стали вопросы, которые, на первый взгляд, не являли особого политического интереса. Решения о порядке голосования на дому, утверждение формы заявления для голосования за границей были приняты восемью голосами членов комиссии от коалиции, в то время как семь членов от оппозиции голосовали «против» или воздерживались. Еще одним серьезным конфликтом внутри Центральной избирательной комиссии стал отказ в регистрации избирательного списка оппозиционного Блока Юлии Тимошенко. После обвинений со стороны Юлии Тимошенко в адрес комиссии прозвучали и замечания политическим союзникам в отсутствии реакции на попытку снять БЮТ с предвыборной гонки. Дошло до того, что Виктор Ющенко обратился в ЦИК с просьбой повторно рассмотреть вопрос регистрации БЮТ. В итоге решением суда комиссия единогласно зарегистрировала избирательный список Блока Юлии Тимошенко.
По мнению члена Центризбиркома Михаила Охендовского, ЦИК после формирования нового состава превратился в маленькую копию Верховной Рады со своим большинством и оппозицией.
Однако, наиболее сомнительное, по мнению юристов, решение относительно формирования окружных избирательных комиссий кандидатурами от фракций, созданных в парламенте текущего созыва, комиссия приняла единогласно. Согласно закону о выборах, кандидатуры в окружкомы должны подаваться от руководителей фракций. На то время и фракция Блока Юлии Тимошенко, и фракция «Наша Украина» перестали работать в Верховной Раде, поскольку более 150-ти народных избранников этих фракций сложили свои полномочия.
Еще одним поводом для волнения среди украинской оппозиции стало решение комиссии об отказе в регистрации инициативных групп по сбору подписей для проведения всеукраинского референдума по изменениям в Конституцию, который инициировался все тем же Блоком Юлии Тимошенко. На всенародное обсуждение планировалось вынести вопросы об отношении украинских граждан к президентской и парламентской форме правлении, расширения прав парламентской оппозиции и вопрос выборности судей. За отказ проголосовали и два члены ЦИК от оппозиции: глава Центризбиркома Владимир Шаповал и его заместитель Андрей Магера. В ответ Юлия Тимошенко обвинила «Нашу Украину - Народную самооборону» в сговоре с Партией регионов на уровне ЦИК.
Атака клона
Последний день регистрации партий для участия в досрочных выборах завершился скандалом - Центральная избирательная комиссия зарегистрировала партию «Пора», которая до этого входила в блок «Наша Украина - народная самооборона», отдельным участником предвыборной гонки. Информация о якобы выходе «Поры» из блока появилась 20 августа. В последний день проведения межпартийных съездов по выдвижению кандидатов под Центризбирком пришли активисты «Поры» во главе с Ярославом Годунком и объявили о проведении съезда партии, на котором было решено сменить руководство и выйти из блока. Вскоре другой лидер «Поры» Владислав Каськив опроверг эту информацию и сообщил, что блок хотят расколоть. Само заседание Центральной избирательной комиссии, когда рассматривался вопрос о регистрации т.н. «Поры»-клона проходило в несколько напряженной обстановке. Проект решения комиссия об отказе в регистрации «Поры»-2 члены ЦИК от коалиции не поддержали. Сославшись на официальные сведения Министерства юстиции, член Центризбиркома Михаил Охендовский предложил несколько кардинально противоположных проектов решений. Проголосовав, ( «за» голосовали только члены коалиции) ЦИК одним решением исключила «Пору» из блока «Нашей Украины - Народной самообороны», другим - зарегистрировал самостоятельным участником досрочных выборов. «О таких особенностях работы Центральной избирательной комиссии могут судить избиратели», - считает заместитель главы центральной избирательной комиссии Андрей Магера.
Позже министр юстиции Александр Лавринович сообщил, что Минюст не обязан проверять подлинность документов и законность проведения съездов партий. А сама партия «Пора», по его словам, за последние два года семь раз меняла свое руководство.
Вскоре суд признал сведения министерства юстиции противоправными, и комиссия 4 сентября отменила свои постановление о выходе партии "Пора" из пропрезидентского блока "Наша Украина - Народная самооборона". Решение ЦИК предусматривает внесение названия партии "Пора" в полное название блока "Наша Украина - Народная самооборона" и исключение партии "Пора" из избирательного бюллетеня.
Рабочий процесс или репетиция ночи после голосования
После месяца избирательной кампании Центральная избирательная комиссия осуществила все необходимые действия для проведения досрочных выборов. « Но то, как принимались отдельные решения показывает, что ЦИК может себя непредсказуемо повести по принятию результатов выборов», - отмечает Александр Черненко, заместитель главы правления комитета избирателей Украины.
Большинство юристов согласны с той мыслью, что сфальсифицировать выборы на уровне Центральной избирательной комиссии будет невозможно. Слишком большой контроль. Но на отдельных участках или избирательных округах будут попытки изменить результаты голосования. При нынешней политической ситуации формат будущего парламентского большинства и, соответственно, правительства будет известным не после переговоров, а в ночь выборов. И после того, как какая-то партия увидит, что по результатам голосования в создании коалиции она участия принимать не будет, ничто не помешает объявить результаты выборов сфальсифицированными, а избирательную кампанию незаконной. Поводов для этого и сейчас предостаточно.