10 лет назад (1997) в автомобильной катастрофе погибла принцесса Уэльская ДИАНА
Диана, принцесса Уэльская, урожденная леди Диана Френсис Спенсер, бывшая жена наследника британского престола принца Чарлза, мать принцев Уильяма и Гарри. Из знатной родовитой семьи. Родилась 1 июля 1961 года. Родители Дианы разошлись в 1975 году. Девочка получила образование в Швейцарии и по возвращении в Англию работала воспитательницей в привилегированном детском саду. Она обратила на себя внимание королевской семьи, и ее начавшаяся дружба с принцем Чарлзом сразу вызвала интерес прессы. Их свадьба, состоявшаяся 29 июля 1981 года в соборе Св.Павла, была необычайно широко разрекламирована. Каждый шаг молодой четы находился под пристальным вниманием средств массовой информации, и возникшие трудности в отношениях с принцем Чарлзом мгновенно стали достоянием общественности. Сохранить брак оказалось невозможным. Развод состоялся 28 августа 1996 года. После развода Диана была лишена права именоваться членом королевской семьи, но титул принцессы Уэльской за ней был сохранен. Однако помимо этого официального титула ее называли еще « королевой сердец» , « леди Ди» - по первой литере ее имени, « самой фотографируемой женщиной в мире» , средства массовой информации неоднократно называли Диану « самой известной женщиной ХХ столетия» . Премьер-министр Великобритании Тони Блэр назвал ее « народной принцессой» . Диана активно занималась благотворительной деятельностью, лично посещала многих безнадежных больных в разных странах мира, вела кампании в защиту животных, против бесчеловечных видов оружия. Ее сострадание к людям и доброта были всегда искренними. Судьба леди Дианы многим напоминала сказку о Золушке, хотя, в отличие от сказочной героини, ее история завершилась трагически. В ночь на 31 августа 1997 года Диана вместе со своим другом Доди аль-Файедом погибла в автокатастрофе в Париже. В сентябре 1997 года в кабинете Уолкер раздался звонок: Пол Баррел, дворецкий принцессы, попросил модельера создать последний наряд для «королевы сердец» - платье, в котором похоронили Диану. Несколькими месяцами раньше леди Ди, будто предчувствуя что-то, заявила: « Одежда уже не так необходима для моей работы, как раньше», и без сожаления продала с аукциона в Нью-Йорке самые прекрасные свои туалеты. Вырученные три миллиона долларов были перечислены на благотворительность.
196 лет назад (1811) родился Теофиль Готье, французский писатель и критик, один из вдохновителей группы французских поэтов «Парнас»
Теофиль Готье родился 31 августа 1811 года в Тарбе, городе во французских Пиренеях. До трех-четырех лет - до переезда в Париж, говорил на баскском языке. Учился в колледже Шарлеманя, занимался плаванием и рисованием. Хотел стать художником, но после того как его представили Виктору Гюго, юный Готье начал писать стихи. Первый сборник его стихотворений увидел свет 28 июля 1830 года. Затем Готье сочинил поэму «Альбертус» . В 1832 году вышел второй сборник стихов, потом - «Молодая Франция». Тогда же началось сотрудничество поэта с различными изданиями, и впоследствии на жизнь он зарабатывал в основном именно журналистикой - писал в газеты статьи об искусстве и творчестве художников, публиковался в литературных журналах. В предисловии к своему роману «Мадмуазель де Мопен» (1835-1836), а позже и в статьях в книге «Новое искусство» (1852), Теофиль Готье обосновал теорию «искусства для искусства», которая стала программной для группы поэтов «Парнаса» . Заинтересовавшись театром, он писал либретто балетов - всего больше десяти. Пять из них были поставлены на сцене, огромный же успех сопутствовал «Жизели». Литературным результатом многих путешествий Готье (в Испанию, Алжир, Италию, Грецию, Турцию, Россию) стали опубликованные им путевые очерки. После поездки в Египет, которым писатель был очарован, он создал «Роман мумии» (1858) - действие в нем происходит в Древнем Египте. Одна из вершин творчества Готье - лирические миниатюры сборника «Эмали и камеи» (1852). Широко известны фантастические рассказы Теофиля Готье, а также приключенческий роман «Капитан Фракасс» (1863), не раз экранизированный. Из критического наследия писателя представляют интерес книга о забытых поэтах XV-XVII веков «Гротески» (1844) и вышедшая посмертно «История романтизма» . Стихи Готье на русский язык переводили В.Г.Бенедиктов, В.Я.Брюсов, Н.С.Гумилев. Умер Теофиль Готье 22 октября 1872 года в Париже.
96 лет назад (1911) из Лувра была похищена картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза», или «Джоконда»
Согласно официальным сведениям, которые можно найти в путеводителе по Лувру, на самой известной картине всех времен и народов «Мона Лиза» изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Леонардо да Винчи работал над ее портретом в 1503 году, затем перебрался из Флоренции в Милан, где окончательно завершил свое бессмертное творение, а потом, уезжая во Францию по приглашению короля Франциска I, захватил картину с собой. «Мона Лиза» произвела огромное впечатление на французского суверена, и он приобрел картину для своего замка Фонтенбло. Впоследствии «Джоконда» перебралась в Лувр, потом в Версаль, некоторое время находилась в парижском дворце Тюильри, а в начале XIX века обрела постоянное место жительства в Лувре. 31 августа 1911 года картина исчезла из Лувра. Многие сначала грешили на известного в ту пору французского поэта Аполинера, который публично призывал сжечь творение Леонардо да Винчи в знак освобождения искусства от музейных оков. Ко всеобщему облегчению, вскоре картина была обнаружена в Италии. Оказалось, что некий Винченцо Перуджа, который был без ума от «Джоконды», выкрал ее из Лувра, чтобы возвратить на родину. Похитителя задержали во Флоренции, где он пытался сбыть произведение местному антиквару. По договоренности с Францией итальянские власти устроили показ «Моны Лизы» в музеях Флоренции, Рима и Милана, после чего прекрасная флорентийка снова возвратилась в Лувр. Во время второй мировой войны шедевр вывезли из Лувра и тщательно спрятали в провинции, где несколько раз переносили из одного тайника в другой. В 1956-м году «Джоконде» пришлось пережить новое испытание: молодой боливиец по имени Уго Унгаза Виллегас в приступе необъяснимой злобы запустил в портрет камнем и повредил левый локоть красавицы. Именно после этого инцидента картина была помещена под специальное бронированное стекло. Впоследствии « Мона Лиза» дважды покидала Лувр: в начале 1960-х она в каюте первого класса океанского лайнера «Франция» совершила путешествие в США, а в 1970-х побывала в Токио и Москве, где собрала миллионы поклонников. В 2005 году «Мона Лиза» справила новоселье: она была помещена в зал, специально для нее оборудованный в Лувре. Громадное помещение перестроили на манер галереи, в дальнем конце которой висит на стене та самая картина, полюбоваться на которую ежегодно приходят в Лувр сотни тысяч людей.
66 лет назад (1941) покончила жизнь самоубийством Марина Ивановна ЦВЕТАЕВА, поэтесса и писательница
Родилась 8 октября 1892 года в Москве. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (сейчас Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Детские годы Цветаевой прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Флейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы. Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили Брюсов, Гумилев и Волошин. Сборники ее стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание творческой самобытностью и оригинальностью, эмоциональной напряженностью. В 1912 году Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом. Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию не приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил». В мае 1922 года Марине Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу - к мужу, который, будучи белым офицером, стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго живет в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 года, после рождения сына, семья перебирается в Париж. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях. Творческая энергия Цветаевой тем не менее не ослабевала: в 1923 году в Берлине вышла книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В 1924 году, в пражский период, пишет поэмы «Поэма Горы», «Поэма Конца». В 1926 году работает над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др. Последний прижизненный сборник «После России» вышел в Париже в 1928 году. Эмиграция для Цветаевой обернулась нищетой, бесконечными мытарствами и жгучей тоской по родине. В 1939 году она восстанавливает свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвращается на родину. Она мечтала, что вернется в Россию «желанным и жданным гостем». Но этого не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 года покончила с собой.
17 лет назад (1990) в Берлине состоялась торжественная церемония подписания договора о вхождении ГДР в состав ФРГ (Договор об объединении)
31 августа 1990 года в Берлине министр внутренних дел ФРГ Вольфганг Шойбле и парламентский статс-секретарь при премьер-министре ГДР Гюнтер Краузе подписали Договор об установлении германского единства между Федеративной Республикой Германией и Германской Демократической Республикой (Договор об объединении), предусматривавший воссоединение на основе механизма присоединения ГДР к ФРГ по статье 23 Конституции ФРГ. 12 сентября 1990 года в Москве министры иностранных дел Великобритании, СССР, США, Франции, ФРГ и ГДР подписали Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, в котором Великобритания, СССР, США и Франция с одной стороны и представители обоих германских государств с другой стороны подтвердили создание объединенной Германии, включающей в себя территории ФРГ, ГДР и Западного Берлина. 3 октября 1990 года произошло официальное объединение ФРГ и ГДР. С 00 часов ГДР прекратила свое существование как государство, Западный Берлин - как самостоятельная политическая единица с особым международным статусом. В состав ФРГ вошли пять вновь воссозданных земель бывшей ГДР: Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхадьт, Тюрингия и территория Берлина. В соответствии с московским Договором от 12 сентября 1990 года Федеративная Республика Германия - объединенная Германия получила полный суверенитет в своей внутренней и внешней политике.
21 год назад (1986) в Новороссийской бухте затонул пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов»
Свой последний плановый ремонт и классификацию «Адмирал Нахимов» прошел в январе-апреле 1985 года в Варне. По состоянию на 31 августа 1986 года судно, несмотря на свой возраст (год постройки 1925-й), состояло в классе Регистра СССР и имело регистровые документы со сроком годности до 30 ноября 1986 года. В соответствии с планом круиза лайнер весь день 31 августа находился в порту Новороссийска. Был жаркий день. Многочисленные экскурсии утомили участников круиза. Судно же на солнцепеке сильно нагрелось. По возвращении в свои каюты пассажиры открыли иллюминаторы, в том числе и на нижних палубах, чтобы проветрить и охладить помещения. С наступлением вечерней прохлады начались культурно-развлекательные программы, а экипаж готовил пароход к отходу. В 22 часа 31 августа 1986 года судно под командованием капитана В.Г.Маркова отошло от причала. Очередным портом захода значился Сочи. Погода в ту летнюю ночь была прекрасная: спокойное море, легкий ветерок и хорошая видимость. Да и плавание вдоль кавказских берегов было для экипажа делом обычным. А в это время курсом 58 градусов со скоростью 11,5 узла следовал из Канады в Новороссийск балкер «Петр Васев» с грузом зерна около 30 тысяч тонн. Командовал балкером капитан В.И.Ткаченко. В 23 часа «Адмирал Нахимов» лег на курс 160 градусов. Капитан Марков проинструктировал вахтенного и спустился с мостика в каюту. На теплоходе «Петр Васев» вахтенный получил информацию о курсе «Адмирала Нахимова» и просьбу пропустить его. В этот момент на мостик поднялся В.И.Ткаченко и, выслушав информацию, дал подтверждение, что готов пропустить круизный лайнер. А в 23 часа 12 минут произошла трагедия - нелепое столкновение судов под углом, близким к прямому. Удар был нанесен в правый борт «Адмирала Нахимова» верхней частью форштевня теплохода «Петр Васев» выше ватерлинии и бульбом ниже ватерлинии в два отсека: дизель-генераторный и машинное отделение. Получив большие разрушения корпуса по правому борту, «Адмирал Нахимов» через 7-8 минут после удара затонул. Открытые иллюминаторы вблизи ватерлинии, не закрытые клинкетные водонепроницаемые двери в главных поперечных водонепроницаемых переборках, которые перед выходом из порта должны были быть закрыты, способствовали тому, что судно стремительно ушло под воду. В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа. По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятный знак в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов». В него вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии. На чугунной стеле надпись: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года». На литых траурных плитах - фамилии погибших пассажиров и членов экипажа. Памятный знак возвышается на стометровой отметке откоса мыса Дооб, откуда открывается величественный вид на Черное море, а на расстоянии около двух миль от берега на 50-метровой глубине покоится затонувший лайнер «Адмирал Нахимов» вместе с 70 пассажирами, тела которых не удалось извлечь из кают судна.