Санобар Шерматова, член Экспертного совета РИА Новости
Недавно лидеры Казахстана и Китая договорились в Астане о прокладке нефтепровода, который свяжет обе страны. Через казахскую территорию, как было объявлено, пройдет еще и газопровод из Туркмении в Китай. Примерно в это же время стало известно о том, что Госдепартамент США выделил грант на разработку технико-экономического обоснования Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан и нитки нефтепровода, который соединит Казахстан и Азербайджан.
Все эти события, расцененные комментаторами как удар по российской монополии транзита углеводородов из Центральной Азии, произошли сразу после окончания саммита ШОС. Встреча лидеров стран-участниц этой организации, прошедшая в столице Киргизии, по общему мнению, продемонстрировала укрепляющееся влияние России. После саммита было заявлено о планах расширения российской авиабазы в киргизском Канте, которая, как полагают специалисты, превратится в аэродром «подскока» для стратегической авиации России. После 15-летнего перерыва российская авиация возобновляет боевое дежурство в отдаленных районах мира - об этом по окончании военных учений ШОС сообщил Владимир Путин. База в Киргизии должна стать четвертой по счету (две - в России, одна - на территории Белоруссии) площадкой для экипажей стратегических бомбардировщиков.
Эта новость завершает ряд договоренностей, достигнутых в ходе саммита ШОС. Естественно, что Шанхайскую организацию сотрудничества тут же противопоставили НАТО и назвали новым Варшавским договором.
Как видим, события эти с разным знаком. В одном случае - подрыв монополии, в другом - укрепление российских позиций. Так что же происходит на самом деле в Центральной Азии? Западные комментаторы уподобляют регион то «внутреннему дворику» Москвы и Пекина (итальянский журналист Джульетто Кьеза), то сэндвичу, зажатому между Россией и Китаем (известный немецкий политолог Александр Рар). Российские эксперты и пресса тоже занимают двойственную позицию по отношению к центральноазиатским республикам, которая больше напоминает гадание на ромашке - «Наш»? «Не наш»?
Здесь, конечно, сказывается сложная специфика региона. Не только Россия и США, а теперь Китай и Евросоюз включились в конкурентную борьбу. Страны ЦА тоже имеют «виды» друг на друга, в частности Казахстан соперничает с Россией и Китаем за энергетический рынок Киргизии.
Вряд ли к оценке таких сложных процессов применим черно-белый формат. Та же Киргизия, которой уже приписывали в качестве «старшего брата» Китай, ведет сложную игру. Задолго до саммита ШОС в республике активизировалось движение за ликвидацию базы США. Власти негласно поощряли антиамериканские настроения, вынудив, тем самым, Вашингтон спешно начать переговоры. Киргизия добилась от США принятия ее в программу «Вызовы тысячелетия», которая позволит решить проблему с непомерным внешним долгом. Военная база остается.
При всем при этом Киргизия сохраняет пророссийскую ориентацию. В начале лета был принят закон о двойном гражданстве, с очень примечательной оговоркой. Действие закона не распространяется на пограничные страны. Тем самым, как объяснил один из местных депутатов, он ограждает Киргизию от непомерных «аппетитов» амбициозных соседей. Киргизы опасаются экспансии китайских и казахских предпринимателей, способных, как говорят, закупить «все на корню», чрезмерного влияния Узбекистана на юг страны, населенный этническими узбеками, распространения исламского радикализма из Таджикистана. Кому закон о двойном гражданстве открывает дорогу, так это влиянию России, в отношении которой киргизы не испытывают опасений. В глазах подавляющего большинства населения и элиты этой страны Россия остается «большим братом», к которому не зазорно обратиться за помощью. Весной этого года киргизские депутаты во главе со спикером парламента Маратом Султановым вели в Москве переговоры о возможности охраны южных границ Киргизии российскими пограничниками.
Депутатов еще можно было бы понять, если бы речь шла о границе, например, с нестабильным Афганистаном. Но по другую сторону пограничного шлагбаума расположены страны, с которыми Киргизия входит в общий блок ОДКБ (Узбекистан и Таджикистан), и ШОС (те же, плюс Китай). Понятно, что инициатива депутатов не могла получить одобрения Кремля, который стремится поддерживать дружеские отношения со всеми партнерами (не говоря уже о финансовой стороне вопроса). При таком высоком уровне доверия к Москве Киргизия все же ведет самостоятельную внешнеполитическую линию (хотя бы по отношению к той же американской базе, в выводе которой заинтересованы как Россия, так и Китай).
Выстраивают свою шкалу внешнеполитических приоритетов и все остальные страны региона. Казахстан «наш», когда подписывает во время проведения Международного аэрокосмического салона контракты на закупку российской авиации, но становится «не нашим», когда теперь уже бывший министр энергетики и минеральных ресурсов этой страны Бактыкожа Измухамбетов сообщает, имея в виду Транскаспийский маршрут: «Мы не вычеркиваем из планов этот проект». И, тем не менее, Казахстан остается ближайшим союзником России.
Похоже, деление на «своих» и «чужих» пора оставить в прошлом. Как, впрочем, и статус главного контролера над постсоветской Центральной Азией, закрепившийся за Россией после образования СНГ. Нынешний этап отношений - партнерство, которое предполагает учет национальных интересов своих соседей. Позиции Москвы устойчивы в сфере безопасности, потому что в консолидации усилий заинтересованы и партнеры. Но «внутренний дворик» перестает быт таковым, когда дело касается энергетики. Добывающие нефть и газ страны, как и сама Россия, нуждаются в диверсификации маршрутов трубопроводов. Что означает: какие-то альтернативные схемы, рано или поздно, будут реализованы. Логика рынка подталкивает страны Центральной Азии играть одновременно на нескольких шахматных досках. В том числе - и с Россией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции