Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.
Иранцы наконец-то дали ответы на вопросы Международного агентства по атомной энергии, касающиеся деятельности по производству обогащенного урана в стране. МАГАТЭ, признанный международный «ядерный инспектор» в течение нескольких лет добивается от Тегерана правды о его ядерной программе. И вот теперь, по всей вероятности, дело сдвинулось с мертвой точки. Иранцы долго упрямились, но все же сделали шаг к сотрудничеству. Они допустили инспекторов МАГАТЭ на ядерные объекты, ответили на вопросы экспертов, и, похоже, тема закрыта.
Действительно ли поставлена точка в долгой ядерной тяжбе с Ираном? Хочется говорить об этом с большой долей оптимизма. Тем не менее, никому, кроме переговорщиков, не известно, насколько «исчерпывающи» ответы иранцев. Видимо, стороны договорились о конфиденциальном статусе тех «ядерных откровений», которые позволил себе Иран, разъясняя МАГАТЭ свою деятельность, связанную с экспериментами вокруг урана и плутония.
Во всяком случае, название принятого итогового документа изящно закодировано: «Взаимопонимание между Исламской Республикой Иран и МАГАТЭ о модальности решения остающихся вопросов». Особой интриги здесь искать, возможно, и не стоит: ядерная сфера довольно часто окутывается флером секретности. Главным можно считать слово «взаимопонимание». Раз общий язык найден - появилась надежда на то, что период конфронтации между Ираном и мировым сообществом идет к концу. Если вспомнить, ее кульминационным пунктом было рассмотрение иранского вопроса в Совбезе ООН, угрожающие стране санкции. Произвело впечатление и появление в Персидском заливе американских военных кораблей - напрягся не только Иран, но и весь мир.
Стоить заметить, что не менее важно в итоговом документе и словосочетание «модальность решений остающихся вопросов». Модальность предполагает, конечно, разные оттенки понимания проблемы, однако так или иначе заставляет действовать в направлении ее решения.
Остается непроясненной достоверная информация о полном количестве центрифуг, строительство которых успел широко развернуть Тегеран. Совсем недавно он не скрывал намерения построить до 3 тысяч этих установок для обогащения урана. По апрельским данным инспекторов МАГАТЭ, в наличии 1300 центрифуг в ядерном центре в Натанзе, восемь каскадов из которых (по 164 каждый), находились в действии. Режим конфиденциальности оставляет в тайне то, изменилась ли эта цифра сейчас, в результате последних инспекций.
Полное число, а также дальнейшая судьба иранских центрифуг по обогащению урана входят в пул вопросов, которые еще не закрыты и будут рассматриваться в ближайшем будущем. Во всяком случае, МАГАТЭ обещает подготовить полный перечень невыясненных деталей к 31 августа, с тем, чтобы в сентябре продолжить обсуждение вопроса на очередной встрече в Иране. МАГАТЭ ощущает явную усталость от иранского вопроса и ставит целью закрыть эту одиозную тему до конца текущего года.
Что касается России, то в ее интересах - скорейшее прояснение иранского ядерного вопроса. Возможно, тогда Тегеран вернется к тем временам, когда Бушерской стройке уделялось первостепенное внимание - и политическое, и финансовое. А пока что «сдача ключей» от объекта откладывается на год. Как заявил глава компании «Энергопрогресс», задействованной в проекте, Иван Истомин, «Бушерская АЭС будет смонтирована и запущена не ранее осени 2008 года».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции