Рейтинг@Mail.ru
Цена воздушной безопасности - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Цена воздушной безопасности

Читать ria.ru в
Дзен
Российские аэропорты с 27 августа живут по новым правилам. Досмотр ручной клади теперь будет проходить по нормам, рекомендованным Международной организацией гражданской авиации (International Civil Aviation Organisation - ICAO) и уже действующим в большинстве крупных авиаузлов мира. И хотя статистики по дополнительным затратам международных аэропортов пока нет, очевидно, что они исчисляются миллиардами долларов. Как водится, за все приходится платить пассажирам.

Елена Загородняя, экономический обозреватель РИА Новости.

Российские аэропорты с 27 августа живут по новым правилам. Досмотр ручной клади теперь будет проходить по нормам, рекомендованным Международной организацией гражданской авиации (International Civil Aviation Organisation - ICAO) и уже действующим в большинстве крупных авиаузлов мира. И хотя статистики по дополнительным затратам международных аэропортов пока нет, очевидно, что они исчисляются миллиардами долларов. Как водится, за все приходится платить пассажирам.

Новые правила досмотра начали вводить после того, как в Британии предотвратили заговор по взрыву самолетов с помощью жидкой взрывчатки, компоненты которой злоумышленники собирались пронести на борта лайнеров. Жидкостям и прочему содержимому ручной клади в августе прошлого года объявила войну Британия, затем ЕС, а к ним постепенно присоединился весь развитый мир. Теперь - и Россия.

Не будем перечислять все позиции списка предметов, разрешенных к проносу в самолет в ручной клади: перечень включает более 100 пунктов, и самостоятельно изучить «Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров», введенные Министерством транспорта - не то чтобы долг, но жестокая необходимость для любого авиапутешественника. Чтобы потом не было жалко выбрасывать в мусор милые сердцу вещички. В списке разрешенного есть удивительные позиции, вроде «барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой отправителя» (какого отправителя? И где ему взять пломбу?), или «сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов, не более 2 кг на пассажира» (Что охлаждать будем? Бортовое питание?). Ну и главное - ограничение на провоз жидкостей. По поводу «полетных 100 грамм» не пошутил уже только ленивый. Между тем новые правила - вопрос более чем серьезный. Как показала мировая практика - не на один миллион долларов.

Какова будет жизнь российского авиапутешественника после 27 августа? Транспортные чиновники, как водится, публику успокаивают. Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Евгений Бачурин, например, заявил на днях, что введение указанных правил не потребует прямых затрат со стороны пассажиров. "Основная нагрузка по реализации новых требований ляжет на аэропорты, которым требуется лишь закупать герметичные пластиковые пакеты».

Оно, конечно, может быть, российские аэропорты и обойдутся одними пластиковыми пакетами, но в мире ими не ограничились. И заплатили за новую технику и найм сотрудников немало. Например, Джефф Мюрхэд, глава базирующейся на севере Британии Manchester Airport group, сообщил, что затраты его группы на обеспечение безопасности за два последних года превысили 20 млн фунтов стерлингов. А в целом по стране, по данным британской Ассоциации операторов аэропортов (Airport Operators Association) с августа 2006 по август 2007 года аэропорты потратили дополнительно 50 млн фунтов стерлингов на выполнение новых требований. В США, где государство помогает аэропортам финансировать установку новых систем безопасности, только бюджетные дотации на эти нужды за минувший год составили уже $20 млн. Стандартный способ «отбить» эти затраты - введение дополнительных аэропортовых сборов. В большинстве стран сейчас введен сбор на безопасность, и составляет он от $10 до $100 на человека. И плюсуется к цене билета. Так что и россиянам вряд ли избежать повышения цен на авиабилеты.

Но это - не единственное следствие введения новых правил. Очереди - вот бич современных аэропортов. Руководитель Ространснадзора Владимир Черток заявил уже, что введение новых мер безопасности не приведет к значительному увеличению времени, которое требуется на досмотр пассажиров. Наверное, для ВИП-пассажиров это актуально. Но, как подсчитали эксперты, время предполетного досмотра одного пассажира увеличится на 3-4 минуты. Сейчас на это уходит от 20 секунд до 1 минуты. Так что стоять нам не перестоять. Жалко времени? Не это главное. «Длинные очереди в аэропортах - хорошая мишень для террористов», - заявил 26 июля транспортный комитет парламента Великобритании. Теперь Британия ищет способ борьбы с очередями.

Магазины duty-free, едва ли не единственная отрада авиапутешественника, тоже под ударом. Только с нынешнего августа пассажиры, летящие транзитом через Европу, не рискуют своими покупками, сделанными в магазинах беспошлинной торговли в стране вылета. До этого целый год пассажиры в Европе были вынуждены расставаться с тысячами литров алкоголя и парфюма из магазинов duty-free. А именно - 1500 литров стоимостью примерно 25 тыс. евро ежедневно, подсчитали специалисты из European Travel Retail Council (ETRC), представляющего интересы европейских магазинов беспошлинной торговли. В ETRC обнаружили, что с ноября прошлого года продажи duty-free по всему миру упали на 40%, что чревато полным коллапсом сектора. Сейчас, правда, в ЕС законодательно признали безопасность покупок, сделанных в duty-free аэропортов других стран, но только если она упакована в прозрачный пакет и сопровождается чеком (в России действуют те же правила).

Все вышеизложенное - не полный список вероятных следствий введения в России новых правил досмотра. Причудливая российская действительность, вкупе с хамоватостью персонала, может принести нам незабываемые минуты.

Да и список потенциальных способов защиты пассажиров от террористов далеко не закрыт. В США, например, уже совершенно всерьез обсуждают способы защиты гражданских самолетов от злоумышленников с переносными зенитно-ракетными комплексами.

Между тем крупные международные корпорации, специализирующиеся на производстве систем безопасности, переписывают бизнес-планы, ожидая увеличения прибылей. И кто знает, где причина, а где следствие?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала