Владимир Мытарев, специально для РИА Новости.
На днях миноритарии «Роснефти» направили руководству компании открытое письмо, в котором жалуются, что получили от приобретенных акций компании лишь полпроцента дохода. Если просто положить эти деньги в банк, указывают они, то им было бы гарантировано не менее 8% дохода. Так что же выгоднее: банковский вклад или инвестирование в акции? И насколько характерна нынешняя ситуация вокруг «Роснефти» для других российских и зарубежных компаний?
Действительно, «проблема дивидендов» существует во всем мире, и у нас она не была заметна до тех пор, пока не появился новый класс - миноритарий. То есть, акционер, владеющий небольшим количеством ценных бумаг. По данным ФСФР, таких в России более полумиллиона. На что же могут рассчитывать миноритарии реально? Помнится, несколько лет назад «коллективный миноритарий» в лице одного из американских пенсионных фондов требовал от Сургутнефтегаза выплатить повышенные дивиденды, но все суды, российские и иностранные, не поддержали иск. Решения о размере дивидендов рассматриваются на общем собрании, и никто не вправе его изменить кроме самого же собрания. А миноритарий зачастую в одиночку и правом голоса не обладает, поскольку для этого требуется больше акций, чем у него есть. Основные же держатели довольно часто экономят на дивидендах, стараются больше денег вложить в развитие производства, а потому и дивиденды редко бывают больше 10% от чистой прибыли. Например, самые большие дивиденды по итогам прошлого года получили акционеры Магнитогорского металлургического комбината - 11, 4%. Здесь и стоимость акций за год выросла более чем на 13%. Прошлогодние лидеры - «Газпром нефть» (в прошлом - «Сибнефть»), «Ростелеком» на этот раз выплатили по дивидендам только по 7, 3%. А вот РАО «ЕЭС России» вообще оставило инвесторов без дивидендов.
Не зря специалисты предупреждают, что на дивиденды в России может жить лишь тот, у кого много акций. Те же, кто хочет сделать на акциях «быстрые деньги», но имеет небольшой пакет, может заработать лишь на продаже акций, да и то, лишь в том случае, если повезет и акции покажут существенный рост. Необходимо иметь ввиду, что в отличие от банковского вклада инвестирование в акции всегда содержит существенный элемент риска и даже специалисты порой путаются в прогнозах.
В любом случае следует знать, что ни один продавец акций, будь то собственник или брокер, не может дать обязательство, тем более гарантию обеспечить определенный процент прибыли. Покупая акцию, человек становится сособственником предприятия (или банка, или фирмы) со всеми правами и обязанностями. А вместе с ними он получает и свою долю в тех рисках, которым будет это предприятие подвергаться. И уже в зависимости от итогов года, которые могут быть и с плюсом, и с минусом, он может претендовать на долю в прибыли. В отличие от банка, который в договоре прописывает, какие проценты и на каких условиях он гарантирует, акционерная компания таких обязательств не несет. И страховых фондов, как у банков, ни ПИФы, ни биржи не имеют. Не случайно консультанты всех уровней рекомендуют людям, не особенно разбирающимся в стратегии и тактике финансового рынка, не покупать акции отдельных компаний, а в лучшем случае вкладываться в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), где они станут владельцами пая, набора акций. Там велика возможность, что если акции одних компаний упадут, то у других вырастут, и в целом набор окажется не в проигрыше. Хотя и здесь 100-процентных гарантий нет. Это рынок, а рынок, как известно, ведет себя непредсказуемо.
И последнее. Если уж вы вложились в акции или в ПИФы, будьте терпеливы. Рост акций и их падение - процесс длительный, и ежедневные терзания по поводу скачков курсов - плохой советчик в долгосрочной биржевой стратегии. Лучший пример тому - недавняя истерика по поводу того, что акции ВТБ снизились на процент, а потому надо срочно от них избавляться. Рост акций Сбербанка, который наблюдался после размещения (по тысяче рублей в течение первых десяти дней!) и продолжается сейчас, - это скорее счастливое исключение из правил.
Вообще, результатов в ПИФах, говорят, надо ждать 2-3 года, а с акциями, скорее, еще дольше. Акционер в первую очередь - реалист. Все-таки речь идет не о «пирамидах», гарантирующих тысячи процентов прибыли, а о нормальных компаниях. И едва ли стоит брать пример с героев анекдота, которые выкапывают картошку уже на следующий день после ее посадки, потому как «уж очень кушать хочется».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции