Рейтинг@Mail.ru
Что ждет МКС завтра? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Что ждет МКС завтра?

Читать ria.ru в
Дзен
По всей видимости, вопрос, вынесенный в заголовок, следует задать по-иному: кого увидит на своем борту МКС завтра? Собственно, от этого зависит само будущее уникального международного орбитального комплекса. Однако перспектива сохранить сегодняшний состав команды участников эксплуатации станции невелика. Если откровенно, то перспектив нет никаких. Не радует и то, что объективно главные хозяева МКС - русские и американцы, каждый по-своему не заинтересованы в дальнейшей работе на борту пока еще общего орбитального дома...

Андрей Кисляков, политический обозреватель РИА Новости.

По всей видимости, вопрос, вынесенный в заголовок, следует задать по-иному: кого увидит на своем борту  МКС завтра? Собственно, от этого зависит само будущее уникального международного орбитального комплекса. Однако перспектива сохранить сегодняшний состав команды участников эксплуатации станции невелика. Если откровенно, то перспектив нет никаких. Не радует и то, что объективно главные хозяева МКС -  русские и американцы, каждый по-своему не заинтересованы в дальнейшей работе на борту  пока еще общего орбитального дома.

На первый взгляд, последнее утверждение может показаться кощунственным, если говорить о России. Но не все так просто. Тем не менее, начнем с Америки.

Воскресенье 12 августа оказалось не самым счастливым днем для реанимированной с таким трудом программы «Спейс Шаттл». Анализ показал, что полученные при старте повреждения орбитальной ступени «Индевор» серьезнее, чем это казалось ранее. Очень хочется верить, что и на этот раз шаттл успешно завершит полет. Только, вот, лишнего энтузиазма в подготовке оставшихся 11 миссий челноков по программе МКС у  американцев не прибавится.

Конечно, наши партнеры не лукавят, когда говорят, что намерены до октября 2010 г. - срок окончания программы челноков  в принципе, - завершить развертывания комплекса. Но ведь могут возникнуть обстоятельства непреодолимой силы. Частые и опасные повреждения теплоизоляционного покрытия, например. Именно это сегодня и происходит в большей или меньшей степени при каждом полете этих транспортников  на орбиту.

Весьма вероятно, что американцы по чисто техническим причинам не смогут продержаться два с лишним года и  в скором времени окончательно «заземлят» шаттлы. Откровенно говоря, сложно найти подтверждения тому, что подобный сценарий окажет серьезное негативное влияние на космонавтику Нового Света, в частности, на ее пилотируемый сегмент.

Ведь, как неоднократно высказывался глава НАСА Майкл Гриффин, стратегическая цель программы полетов США заключается в изучении космического пространства за пределами околоземной орбиты. Т.е. проект МКС не является уже главным для американской космической программы. В тактическом плане небезынтересно  июньское сообщение о том, что Роскосмос и НАСА согласовали план эксплуатации станции на «три - четыре года». Но стратегию американцы менять не собираются, а технические загвоздки с шаттлами с одной стороны, прервут раньше времени эту программу и высвободят  так необходимые для  создания нового корабля «Орион» ежегодные 4 млрд. долл., а с другой, - потребуют от НАСА пересмотреть программу использования своих астронавтов. Далеко не очевидно, что при таком развитии событий, Агентство сохранит приверженность к полетам на МКС.

Давайте попробуем найти мало-мальски достойный мотив для американцев сохранить свое участие в означенной программе. Совместные с Россией  исследования? Программа ничтожна. Собственные научные эксперименты? Их объем и сегодня незначителен, а завтра начинается подготовка к лунно-марсианским вояжам, которые наши партнеры, по всей видимости, считают сугубо своим личным делом. Отсутствие  на МКС в таком случае для них, мягко говоря,  отнюдь не критично. Остаются партнерские обязательства. Но, извините, - форс-мажор...

Для России же, напротив, МКС - это все, что у нас есть в когда-то гигантской  области пилотируемой космонавтики. Потеря станции - есть, без преувеличения, критическая травма для  всей отечественной отрасли. Но возникает вопрос. Если оставаться, что, само по себе, не подлежит обсуждению, то что делать, а главное - как?          

Никаких «Клиперов - Орионов» у нас в ближайшие два года не предвидится. Следовательно, 2010 г. МКС суждено встретить вместе с «Союзами - Прогрессами», которым и предстоит возить ее  экипажи и груз туда-сюда. Как, в таком случае, говорить об увеличении численности экспедиций, - ума не приложу. Не секрет, что сегодня один из трех космонавтов - астронавтов львиную долю времени вынужден тратить на устранение всевозможных неполадок, возникающих на борту. О каких серьезных  исследованиях может идти, таким образом,  речь? Да и нет  ощутимых отечественных научных  программ для МКС. Точнее, на бумаге, может быть, и есть. Но этого далеко недостаточно.

Существует еще одно обстоятельство, которое заставляет оценивать положение России в отношении Международной космической станции как патовое. В конце 2005 г. американцы согласились оплачивать места для своих астронавтов на кораблях «Союз». Это хорошо. В дальнейшем в зависимости от положения собственной программы «Спейс Шаттл» НАСА может  подумать и  о покупке «Союзов» для своих нужд, захоти оно прокатить своих парней на орбиту. И это хорошо. В подмосковных цехах соберут до боли знакомые узлы в единые, десятки лет бессменно стартующие корабли. Все работает, все заняты делом.

Только каким? Правильно. Старым. Американцы, тем временем, спокойно достроят и испытают  «Орион» и прочую перспективную технику. Форсируют свои программы пилотируемых полетов Китай и Индия, причем, используя последние мировые разработки.      

 Кого же, в таком случае, действительно сможет увидеть МКС завтра?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала