По сравнению с другими монастырями, Саввино-Сторожевская обитель приятно удивляет двумя особенностями. Во-первых, здесь, на Сторожевском холме, откуда открываются прекрасные виды на «подмосковную Швейцарию», как-то по-иному ощущается время. Кажется, оно или останавливается вовсе, или течет гораздо медленнее, чем обычно. Вязкий и теплый покой обволакивает сознание и никуда не хочется уходить. По крайней мере, у меня ни разу не получалось покинуть этот монастырь «вовремя», по мирскими меркам.
Вторая особенность - царящая в обители атмосфера открытости и доброжелательности. Вероятность того, что любопытного туриста, пришедшего сюда в шортах, или женщину в брюках грубо выставят вон, очень мала.
Вместе с тем, не стоит и злоупотреблять монашеским смирением. Иноки, как и послушники, пришедшие в монастырь в поисках уединения и свободы от мирской суеты, разговаривать с «посторонними» не любят. И, например, в ответ на вопрос: «за что Вы отвечаете?» - можно услышать философско-насмешливое: «только за свои грехи!».
В настоящее время в Саввино-Сторожевской обители постоянно проживают около 60 человек: 30 монахов и примерно столько же послушников и трудников. «Братьев приводит сам преподобный Савва», - отмечает наместник.
По его словам, это, как правило, городские жители с высшим образованием, разных специальностей. Самому юному насельнику монастыря сегодня уже за 25 лет.
За последние годы был один случай ухода монаха «обратно в мир», но здесь всегда ждут его возвращения. С покаянием, конечно.
Стержнем и сутью обители является духовная жизнь. Она не лежит на поверхности, в отличие от истории, архитектуры, хозяйственных и организационных достижений. Ведь люди сегодня и уходят в монастырь, чтобы освободиться от поверхностной мирской суеты, обрести возможность сосредоточенного общения с Богом, «мудрой молитвы», покой и единение с себе подобными.
Но иноки постоянно молятся не только о спасении своей души, а и о мире, оставшимся за стенами обители. Стремясь дать духовную поддержку и опору нуждающимся, выполняя миссию Церкви нести слово Божие в мир, они приглашают окрестных жителей и паломников из дальних городов и даже других стран на богослужения, особенно в праздники, приоткрывают монастырский уклад жизни.
В шесть часов утра ежедневно братия собирается на молебен перед мощами преподобного Саввы в Рождественском соборе. Череда братских утренних богослужений завершается Божественной литургией.
В пять часов вечера начинается вечернее богослужение, затем трапеза и правила (вечерние молитвы) в Троицком храме.
Кроме того, каждый насельник обители ежедневно должен совершать в своей комнате и келейные правила. Их число и характер определяет духовник. Как правило, это так называемая «пятисотница» Иисусовых молитв.
Духовником всей братии является иеромонах Феофил, он же заботится о духовном воспитании детей, живущих в монастырском приюте.
«Беседы с духовником, который рассказывает, например, что такое смирение и послушание, очень важны. Ведь у монахов, как и у обычных людей, бывает, что все это замыливается...» - признался игумен Савва.
По его словам, сейчас, когда средства к пропитанию и сверх того достаются людям все легче и легче, когда мир охвачен истерией потребительства в погоне за все большими и разнообразными удовольствиями, «очень сложно найти человека без психологических проблем». И в монастырь тоже приходят люди с такими проблемами, уставшие от погони за приедающимися наслаждениями и ускользающими смыслами.
«Если посмотреть на социальный состав братии, у нас очень много людей с высшим образованием. Это люди, понявшие, что есть более высокий смысл, ради которого стоит и жить, и умереть», - сказал наместник.