Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Манила - Москва.
Отныне и, возможно, вовеки 8 августа будет называться Днем АСЕАН, и более или менее торжественно праздноваться в десяти странах, входящих в эту ассоциацию, объединяющую целиком регион Юго-Восточной Азии. А именно, пять стран-основоположников организации - Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд и Филиппины; и тех, кто поодиночке присоединился к основоположникам позже - Бирму (Мьянму), Бруней, Вьетнам, Лаос и Камбоджу.
Провозглашен был памятный день решением только что завершившейся в Маниле ежегодной конференции министров иностранных дел стран АСЕАН, за которой, по традиции, последовали встречи «десятки» с министрами иностранных дел стран-партнеров АСЕАН, а затем и их общий Региональный форум по безопасности. Формально решение министров должно быть еще утверждено на саммите АСЕАН, который проводится в начале зимы - в данном случае в ноябре в Сингапуре. Но можно не сомневаться, что уже в этом месяце какие-то торжества последуют. Ведь именно в нынешнем году АСЕАН исполняется 40 лет.
Кроме официальных форумов, подобных тем, что прошел в Маниле, в странах АСЕАН ежегодно проходят сотни встреч весьма скромного и практического характера, постепенно формирующие в Юго-Восточной Азии единое экономическое и культурное пространство. Кроме этих встреч, форумов и документов есть множество иных доказательств того, что АСЕАН с самого начала была отличной идеей.
Можно назвать в качестве такого доказательства то, что АСЕАН начали брать за образец другие группы стран (а имитация, как известно, самая искренняя форма лести). Речь, прежде всего, о Шанхайской организации сотрудничества, объединяющей сегодня почти все страны региона Центральной Азии, плюс Россию и Китай. Кстати, не исключено, что на предстоящем через две недели саммите ШОС в Бишкеке станет известно, что рамки ШОС окажутся вскоре еще шире.
Когда в конце прошлого десятилетия начало создаваться то, что сегодня стало Шанхайской организацией сотрудничества, страны Центральной Азии успели за несколько лет независимости накопить друг к другу множество претензий и возвести немало торговых барьеров. Во многом ситуация выглядит так и сегодня.
Именно поэтому группа людей, которая «придумывала» ШОС, взяла за образец АСЕАН. Ведь в 1967 году, когда родилась АСЕАН, в ее регионе ситуация была ровно такой же. Но если не за 20, то уж точно за 40 лет Юго-Восточная Азия научилась признавать тот факт, что разногласия или даже территориальные претензии следует прятать в самый долгий ящик, поскольку есть нечто поважнее их - чувство региональной общности интересов. Эта нематериальная субстанция, именуемая «духом АСЕАН», охватывает сегодня все сферы жизни десяти стран, создавая общее пространство для полумиллиарда населяющих регион людей.
Сравнения АСЕАН с другой региональной группировкой - ЕС - так же привычны и очевидны, как и неправомерны. Европа и Юго-Восточная Азия разные чуть ли не во всем. Прежде всего дело в том, что в ЮВА живут люди разных религий и политических систем, и разного достатка - от очень богатых сингапурцев до очень бедных камбоджийцев. Но именно эта разница помогла АСЕАН выработать два ключевых принципа интеграции, которые и сделали ее в чем-то более привлекательной и успешной конструкцией, чем ЕС.
Дело тут в классическом асеановском принципе невмешательства и консенсуса, и «темпов перемен, удобных для всех и каждого». То есть ни одну страну АСЕАН нельзя заставить изменить свои внутренние дела без ее согласия. Этот же принцип сделал АСЕАН неуязвимым для внешнего вмешательства.
На форуме в Маниле министры иностранных дел одобрили основные принципы будущего устава АСЕАН. Самые серьезные битвы кипели вокруг раздела о борьбе за права человека. Теряющая влияние в Азии американская дипломатия несколько лет пыталась разыграть здесь классическую партию - обозначить в АСЕАН «черную овцу», военный режим в Бирме, и, пользуясь этим, оказывать давление на все десять стран ассоциации, опираясь на ее же уставные положения.
Но дипломатия АСЕАН нашла типичный для себя выход из ситуации. Видимо, за права человека в АСЕАН будут бороться путем создания комиссий по правам в каждой отдельной стране, в том числе в Бирме. То есть внутренние дела АСЕАН будут и дальше решать каждый по отдельности.
Именно этот принцип невмешательства в дела стран-членов, как и консенсуса в принятии решений, положен и в основу ШОС. Без него, похоже, никакой ШОС не было бы.
Есть еще одна общая черта для ШОС и АСЕАН. Среди ключевых партнеров АСЕАН - Россия и Китай, которые одновременно входят в состав ШОС в качестве равноправных членов.
Здесь интересно заметить, что именно страх перед Китаем (тогда - коммунистическим гигантом) послужил когда-то главным толчком для создания АСЕАН. А сегодня Китай - выгодный и ценный партнер организации, по влиянию не уступающий прочим тихоокеанским державам.
В Центральной Азии тоже боятся Китая - прежде всего как экономического колосса. Но видят, что выгоднее бояться этого соседа в процессе общения с ним, чем отгораживаться от него.
Название ШОС минимум дважды звучало в Маниле, на региональном форуме АСЕАН по безопасности. Сначала - в речи российского, потом китайского министров иностранных дел. Вдобавок, Сергей Лавров упомянул о поддержке Москвой идеи участия члена ШОС - Казахстана в форумах по безопасности, которые проводит АСЕАН.
В целом вопрос о сотрудничестве АСЕАН и ШОС, видимо, решаться будет долго. Но будущий успех этой идеи представляется очевидным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции