Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости
Россия не будет пересматривать инвестиционные соглашения с британскими компаниями, разрабатывающими наши нефтегазовые месторождения, из-за обострения отношений между двумя странами. Об этом было заявлено 17 июля на совещании рабочей группы Консультативного совета по иностранным инвестициям (КССИ) в Минприроды с участием представителей иностранных добывающих компаний. Как следует из слов министра природных ресурсов Юрия Трутнева, Россия сохранит в отношении всех зарубежных компаний нынешнюю линию: новые месторождения будут разрабатываться под контролем российских госкомпаний, но привлечение иностранных инвесторов в качестве младших партеров будет всячески приветствоваться.
На совещании в Минприроды присутствовали, кроме прочих, и те компании, названия которых в последнее время, что называется, «на слуху». Британо-голландская Shell, как известно, еще в прошлом году была главным акционером газового проекта Сахалин-2. Однако Shell пришлось уступить контроль над ним «Газпрому», сохранив миноритарную долю в проекте. Случилось это после многочисленных экологических претензий со стороны Минприроды, так как из-за них «Сахалин-2» могли просто остановить. А затем «Газпром» договорился с «дочкой» британской ВР (ТНК-ВР) о выкупе контрольного пакета Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области. Напомним, что ТНК-ВР не смогла выполнить условия лицензионного соглашения по добыче и рисковала лишиться этого месторождения вообще безо всякой компенсации. А теперь может даже вернуться на Ковыкту, выкупив обратно -- в соответствии с соглашением с «Газпромом» -- 25-процентный пакет этого проекта.
Но после обострившегося дипломатического конфликта между Россией и Великобританией будущее британских инвестиций в наш нефтегазовый сектор вновь оказалось под вопросом. Трутнев эти страхи развеял, заявив, что Минприроды не будет пересматривать инвестиционные соглашения с британцами.
Французской же Total, в отличие от британцев, можно сказать, просто повезло. На прошлой неделе она неожиданно для многих стала партнером «Газпрома» в Штокмановском газоконденсатном месторождении в Баренцевом море, одном из самых перспективных в мире. Французы получили 25% в компании, которая будет строить инфраструктуру этого проекта, пообещав вложить в него миллиарды долларов. По словам представителей «Газпрома», другие иностранные компании (в первую очередь, норвежские и американские) тоже имеют шансы со временем войти в этот проект. Но, опять же, на правах младших партнеров «Газпрома».
Хотя иностранные нефтегазовые гиганты, конечно же, хотели бы рассчитывать на большее. От их лица на совещании в Минприроды выступил президент российского подразделения американской ExxonMobil Бен Хейнс. Он высказался за больший доступ иностранцев к российским природным ресурсам, имея в виду получение лицензий на новые месторождения, а также за предоставление налоговых льгот для разведки наиболее сложных из них. Напомним, что более широкого доступа к российским энергоресурсам неоднократно требовали и западные политики.
Но Трутнев выразил убежденность, что Россия должна контролировать разработку своих новых месторождений, большинство их которых находится на морском шельфе. «Цена вопроса более чем велика», -- подчеркнул министр после заседания КСИИ. По его словам, разрабатывать шельф будут, прежде всего, крупнейшие российские компании «Газпром» и «Роснефть», находящиеся под государственным контролем. «Но это не значит, что они не смогут привлекать иностранные компании», - добавил Трутнев. Кроме того, глава Минприроды отверг пожелания о налоговых льготах для разведки месторождений, как необоснованные. По его словам, «ни для одной серьезной компании не станет проблемой бурение одной-трех разведочных скважин».
При нынешних заоблачных ценах на углеводороды заявления российского министра выглядят вполне оправданными. Даже при таких значительных ограничениях иностранным компаниям все равно очень выгодно участвовать в добыче нефти и газа в России, проводя здесь многомиллиардные инвестиции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции