МОСКВА, 14 июл - РИА Новости. Канал имени Москвы, спасший москвичей от дефицита питьевой воды и сделавший российскую столицу портом пяти морей, в субботу отмечает свое 70-летие.
После того, как первые пароходы пошли по каналу "Москва-Волга" (первое название канала), столицу стали гордо именовать портом пяти морей. Действительно, подняв якорь в Южном или Северном речных портах столицы, можно доплыть до Белого, Балтийского, Черного, Каспийского или Азовского морей.
"Канал - уникальное гидротехническое сооружение, которое решает разносторонние задачи. Ежесуточно предприятие дает Москве до 12 миллионов кубических метров воды, обеспечивая 55% потребности в ней", - сказала РИА Новости пресс-секретарь ФГУП Канала имени Москвы Лариса Захарова.
Она добавила, что благодаря каналу, общая протяженность которого составляет 128 километров, в Москва-реке поддерживается постоянный баланс воды.
"Ежесекундно в нее поступает 30 кубометров очищенной волжской воды, без которой столичной реке давно грозило бы высыхание", - пояснила собеседница агентства.
В 1925 году Москва-река представляла собой "практически ручеек, а из крана текла тонкая струйка воды", - сказала Захарова.
"Именно канал спас Москву от дефицита воды", - отметила пресс-секретарь. На строительстве этого водного сооружения, начатого в 1932 году, основной "ударной" рабочей силой были заключенные, однако также там трудились и вольнонаемные, сказала она.
На канале, насчитывающем 240 искусственных гидротехнических сооружений, в том числе, 11 шлюзов, проводится замена двустворчатых ворот, сегментных затворов и затворов водопроводных галерей, что повысит устойчивость работы и безопасность гидротехнических сооружений.
По рассчетам специалистов, проводимое техническое перевооружение насосных станций позволит увеличить подачу воды со 100 до 170 кубометров в секунду, таким образом проблема воды в столице будет решена на многие десятилетия.
"Кроме того, на шлюзах канала сейчас постепенно устанавливаются камеры видеонаблюдения. Они уже есть на всех центральных шлюзах. Так как сейчас идет разворовка цветных металов, то с помощью видеонаблюдения можно будет узнать кто подплывал и на каком судне, а также проследить за работой самих шлюзов", - отметила Захарова.
"Его (канала) история тесно связана с именами известных ученых, инженеров, зодчих и скульпторов, которые не только построили уникальное сооружение, но и придали ему величественный архитектурный облик", - отметила пресс-секретарь.
В эксплуатацию канал ввели в 1937 году. В 1947 году, в связи с празднованием 800-летия Москвы, канал Москва-Волга был переименован в канал имени Москвы.