Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Завершился подготовительный этап создания российского Банка развития. В четверг 12 июля, после заседания правительства, наблюдательный совет Банка утвердил меморандум о его финансовой политике. Таким образом, запущены механизмы, которые позволят банку сыграть ключевую роль среди специализированных государственных институтов, цель которых - перевести нашу экономику на инновационный путь развития.
Меморандум наделяет новую госкорпорацию, созданную на базе Внешэкономбанка (ВЭБ), огромными полномочиями. Любопытно, что вместе с кучей новых функций руководство Банка развития, плавно перешедшее в него из ВЭБа, собирается унаследовать и все свои прежние обязанности. В частности, управление накопительной частью пенсий россиян, эффективность которого пока вызывает много нареканий.
Направления и механизмы реформирования экономики страны были сформулированы весной в последнем президентском послании Владимира Путина. В нем он призвал правительство развивать масштабные инфраструктурные и высокотехнологические проекты, которые повысят эффективность экономики и качество жизни россиян, в жилищном секторе, на транспорте, в электроэнергетике (включая атомную), авиации, судостроении, сфере нанотехнологий. С этой целью создается целый ряд специализированных госкорпораций развития. А ключевую роль среди них, в виде софинансирования большинства проектов, предназначено сыграть как раз Банку развития.
Основные направления его инвестиционной деятельности были детализированы в меморандуме, рассчитанном на 3 года. Этот документ прописывает механизмы совместных государственно-частных инвестиций, в том числе способы вхождения Банка развития в капиталы коммерческих комбанков на местах, чтобы осуществлять проекты в регионах. Кроме того, Банк развития собирается участвовать во многих проектах не как инвестор, а в качестве кредитора или финансового консультанта. Поэтому была расписана и структура его будущего кредитного портфеля.
Однако, приняв на себя огромную сферу ответственности, Банк развития не собирается отказываться и от функций прежнего ВЭБа. Правительство, впрочем, и не думает лишать его этих полномочий, а именно: статуса агента правительства по обслуживанию внешнего долга и государственной компании по управлению накопительной частью пенсионных средств. Напомним, что сейчас под управлением ВЭБа находится примерно 270 млрд. рублей будущих пенсионеров. Правда, доходность по ним - ниже инфляции, так как они инвестируются в низкодоходные гособлигации. Однако, как нас уверяют, с преобразованием ВЭБа в Банк развития все изменится в лучшую сторону. Ему позволят вкладывать эти средства в российские, а возможно, и зарубежные корпоративные бумаги. А, значит, Банк развития станет крупным игроком на фондовом рынке. В итоге он может стать уникальным представителем среди аналогичных институтов. Ведь ни один из зарубежных банков развития, включая Всемирный банк и ЕБРР, не совмещает столько функций.
Теперь после принятия финансового меморандума организационно-подготовительный этап работы российского Банка развития практически завершен. Пора приступать к великим свершениям. Однако для их осуществления нужен существенный собственный капитал, и тут может возникнуть временная загвоздка. Дело в том, что у самого ВЭБа сейчас есть только $650 млн. собственного капитала. Правда, по планам, уже к концу 2007 года капитал Банка развития должен составить 70 млрд. рублей ($2,7 млрд.), а потом его увеличат до 250 млрд. рублей ($9,7 млрд.). Свободных средств у российского государства в настоящее время действительно в избытке, но как оно собирается хотя бы часть из них переправить в Банк развития, пока толком не ясно. Президент сказал о том, что эти средства будут выделены из Фонда национального благосостояния. Однако этот фонд будет сформирован только к февралю следующего года. Министр финансов Алексей Кудрин упомянул как-то, что на эти цели можно задействовать сам Стабфонд, хотя, по закону, его можно использовать только на две цели - погашение внешнего долга или дефицита пенсионного фонда. В свое время говорили, что источниками капитала Банка развития могут стать доходы, полученные от продажи активов обанкротившегося ЮКОСа. С этим источником формирования капитала Банка развития ясности тоже нет.
Зато руководство Банка развития утверждено еще в прошлом месяце. Туда перекочевала большая часть начальства из прежнего ВЭБа. Тогда же сформировали и наблюдательный совет банка, главным образом, из министров экономического блока, а его председателем стал сам премьер. Михаил Фрадков связывает с госбанком «нового типа» большие надежды. С его помощью он намерен задействовать «совокупный ресурс госорганов, бизнеса и частно-государственного партнерства».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции