Владимир Симонов, политический обозреватель РИА Новости.
В заявлениях представителей Запада по проблеме Косова в последнее время прорезалась почти паническая нота крайней, безотлагательной, абсолютной срочности.
Так Залмай Халилзад, посол США в ООН, дал на днях меньше двух недель на решение проблемы, существующей уже 8 лет, если считать с момента натовских бомбардировок Югославии. Судьба Косовского края будет определена в течение 10 дней, когда на голосование будет поставлен новый проект резолюции СБ ООН, заявил Халилзад. Причем посол явно адресовал свой прогноз относительно этого срочного и вроде бы неминуемого события России. «...Пришло время и России сделать шаг в правильном направлении по этому вопросу», - сказал он.
Ранее пресс-секретарь Хавьера Соланы, члена руководства ЕС, высказалась в отношении России в еще более повелительном наклонении. Если Россия будет продолжать говорить «нет» независимости Косова, предупредила эта дама, - ЕС возьмет на себя решение по этому вопросу при поддержке Совета Безопасности ООН.
После таких высказываний впечатлительному читателю впору придти к заключению, будто до сих пор Россия делала по Косову только «неправильные» шаги, а сам Совет Безопасности с его системой вето, которое могут накладывать постоянные члены, скоро будет заменен верховенством Евросоюза, «берущим на себя» наиболее важные решения.
Все обстоит несколько иначе. Россия действительно отвергла предыдущий, второй вариант резолюции СБ ООН по Косову, основанный на плане Марти Ахтисаари, предусматривающем предоставление этому сербскому краю независимости «под международным надзором". Для этого у Москвы были как сиюминутные причины, связанные с текстом резолюции, так и более общие основания. Причем Россия не чувствует себя в СБ в одиночестве. В той или иной степени ее позицию по Косову разделяют Китай, Индонезия, Южноафриканская республика.
Так, Москву, например, совершенно не устроило то положение западного варианта резолюции, которое предусматривало автоматическое вступление в силу плана Ахтисаари и, значит, предоставление Косову независимости, если 120 дней, отведенных на переговоры между Белградом и Приштиной, не дадут каких-либо результатов. Автоматом вековые противоречия между принципом национального самоопределения и принципом территориальной целостности не решаются, убеждена российская дипломатия.
Кроме того, как обратил внимание членов СБ Виталий Чуркин, посол России в ООН, у косовских албанцев не будет никакого желания вести серьезные переговоры, если перед их глазами будет висеть «морковка независимости», которая в любом случае достанется им по прошествии четырех месяцев.
Это важные, но всё-таки частности. В более общем плане - и здесь мы подходим к сердцевине российской позиции - Москва в принципе исключает любой вариант, если он не получит одобрения как Приштины, так и Белграда. И наоборот: Москве представляется возможным и оправданным любое решение, если оно будет основано на договоренности двух конфликтующих сторон.
То есть, у России в данном случае нет каких-то собственных национальных интересов, её устроит любая комбинация на базе обоюдного согласия. «Любое другое решение через Совет Безопасности не пройдет», - предупредил на днях российский министр иностранных дел Сергей Лавров, явно имея в виду право вето.
В России убеждены, что идея независимости Косова - во многом искусственная. Стоит вспомнить, что до бомбардировок НАТО в 1999 году о независимости края никто даже не заикался. Речь тогда шла о различных параметрах автономии, о ином федеральном устройстве Югославии.
Бомбардировки привели к резкому изменению демографии Косова - из более чем 30% населения сербы превратились в загнанную в гетто общину, составляющую менее 10%. В этих условиях легитимность нынешней власти в Косове сомнительна. Можно предположить, что вспышка националистических настроений среди албанских косоваров, оформленная этой властью в требование независимости, во многом спровоцирована бомбами НАТО.
Отрубить кусок от Сербии без согласия самой Сербии - это значит сотворить также опаснейший прецедент нарушения принципа территориальной целостности государств. Сейчас в мире насчитывается более 200 ситуаций, где этот принцип спорит с принципом национального самоопределения.
Можно представить, сколько несчастья и крови принесла бы резолюция СБ ООН, которую заинтересованные лидеры какого-либо этноса могут истолковать как зеленый свет на желание, говоря словами экс-президента Ельцина, «получить столько независимости, сколько они в силах проглотить». Ссылки на «уникальность» Косова, содержащиеся в западном проекте резолюции, ничего в этом смысле не меняют.
Вот почему Россия намерена добиваться взаимоприемлемого как для Белграда, так и для Приштины политического решения, включая применение, если придется, такого нежелательного для нее инструмента, как вето. И отвести на это столько времени, сколько требует решение задачи такой сложности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции