День российской почты
Государственная регулярная почтовая связь России ведет свое начало с реформ Петра I. В 1693 году в Архангельске была заложена первая российская судостроительная верфь, и для организации регулярного почтового сообщения между Москвой и Архангельском император издал Указ об организации внутренней почтовой линии по маршруту Москва - Переславль Залесский - Ростов Великий - Ярославль - Вологда - Архангельск. Эта идея принадлежала крупному дипломату того времени А.Л.Ордин-Нащекину. Кстати, именно он придумал форму для ямщиков: зеленый суконный кафтан с красным орлом на левом рукаве и почтовым рожком на правом (скрещенные почтовые рожки и сегодня понятная всему миру эмблема почтовой связи). В Указе регламентировались условия перевозки почты, оснащение постоялых дворов (ямов), ответственность за сохранность почты, условия подбора кадров, обязанности по строительству и содержанию дорог. Наладить регулярное почтовое сообщение предписывалось наместнику Северной земли, резиденция которого находилась в Ярославле. Спустя 300 лет, учитывая роль российской почты в историческом развитии российского государства, Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 года был установлен праздник - День российской почты, ежегодно отмечаемый во второе воскресенье июля. Сегодня наряду с традиционными услугами федеральной почтовой связи получили широкое развитие новые услуги: электронная, гибридная и ускоренная почта, реализация печати и других товаров в розницу, прием коммунальных и иных платежей, посылочная торговля, рассылка рекламных материалов, перевозка грузов, ксерокопирование и ламинирование документов, фотоуслуги и многое другое. Услуги почты предоставляются в более чем 40 тысячах отделений почтовой связи. Для перевозки почты используется свыше 450 почтовых вагонов, около 17 тысяч машин, более 360 авиарейсов. Почтовики России принимают, обрабатывают и доставляют более одного миллиарда писем, три миллиарда печатных изданий, свыше 10 миллионов посылок, около 50 миллионов денежных переводов в год.
52 до н.э. - принятая дата основания Парижа
Париж - столица Франции, мировой моды и самой изысканной кухни - был заложен 8 июля 52 года до нашей эры племенем галлов, которые называли себя паризиями. Поселение существовало на этом месте еще двyмя или тpемя веками ранее, но впервые о нем (тогда город назывался Лютецией) упомянул Гай Юлий Цезарь в своих «Записках о Галльской войне». Главный город галльского племени паpизиев располагался на острове Ситэ реки Сены и связывался с берегами двумя деревянными мостами. В I веке нашей эры Лютеция развивалась как типичный римский город: прямые улицы, центральный Форум, несколько бань и амфитеатр. К тому времени город занимал уже оба берега Сены. В конце II века начались набеги варваров, вследствие которых к середине III века город на левом берегу Сены был полностью разрушен. Его жители перебрались на остров и построили широкое крепостное укрепление. В начала VI века название Лютеция сменилось на Паpизию (т.е. город паpизиев), отсюда и пошло современное название Париж. К тому времени на эту территорию уже распространилось христианство. Первым католическим священником в городе был Дионис, который позже был канонизирован. В V веке Париж был захвачен франками, король которых Людовик сделал его в 508 году своей резиденцией, а с вступлением на французский престол династии Капетингов Париж стал столицей королевства. В XI веке в Париже начали появляться первые цеха, среди которых были цеха мясников и речных торговцев. Во время правления короля Филиппа II (1179-1223) Париж начал разрастаться: были продлены улицы, расширены крепостные стены, несколько мелких сел вошли в границы города. Париж был разделен на три части: правый берег с купеческими кварталами, остров Ситэ - сердце Парижа с собором Парижской Богоматери, и левый берег с университетами, различными колледжами и дома ученых. К 1257 году относится образование Сорбонны, которая тогда имела статус коллежа. В 1469 году, во время правления Людовика XI (1461-1483), в Сорбонне открылась первая типография периодической печати. С 1480 года в Париже стали появляться роскошные особняки. Архитектура находилась под большим влиянием итальянского Ренессанса: в этом стиле был реконструирован мост Нотр-Дам. Во время правления Франциска I (1515-1547) Париж стал главной резиденцией французских королей, так как до него они предпочитали жить в Турине. С этой целью с 1528 года Франциск начал строительство Лувра, который стал символом города. При нем население и территория Парижа значительно увеличились, а в городе появились первые протестанты. Облик Парижа сильно изменился в годы правления Людовика XIII (1610-1643): на левом берегу был построен Люксембургский дворец, два незаселенных острова к востоку от Ситэ были объединены в остров Сен-Луи, на западе города был заложен квартал с прямой, римской планировкой улиц и Кардинальский дворец. Людовик XIV построил загородную резиденцию французских королей Версаль. Тогда же были заложены Елисейские поля. В 1870-х годах в городе были возведены такие памятники, как Трокадеро, Эйфелева башня и мост Александра III. В 20-е годы XIX века в Париже на центральных проспектах появилось газовое освещение, в 1828 году по улицам города начали курсировать омнибусы, а в 1837 году была проложена первая железнодорожная ветка. В начале XX века в Париже появилось метро.
1621 - родился Жан де Лафонтен
1621 - родился Жан де Лафонтен, французский народный поэт.
В историю литературы Лафонтен вошел прежде всего как автор «Басен», которые отличаются поразительным разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов, трезвым взглядом на мир и яркой образностью. Им он обязан своей славой одного из величайших народных поэтов Франции. Подобно другим баснописцам, поэт часто использовал олицетворения, аллегорию, опираясь при этом на национальную традицию. В баснях Лафонтен предстает как выдающийся сатирик, вольнодумный мыслитель. Здесь особенно наглядно раскрылись отличительные черты Лафонтена, определяющие его своеобразное место в классицизме: интерес к «низшим» жанрам, стремление опереться на народную мудрость и традицию фольклора, глубоко национальный характер творчества, склонность к иносказанию, к иронической насмешке. Используя античные образцы (Эзоп, Федр), произведения индийских баснописцев, Лафонтен преодолел с годами присущую его предшественникам нравоучительность. Многие сюжеты лафонтеновских басен позже использовал великий русский баснописец Иван Крылов.
1932 - умер Александр Степанович Грин (Гриневский), писатель-романтик
Александр Грин (настоящая фамилия Гриневский) родился 23 августа 1880 года в городке Слободской бывшей Вятской губернии в семье ссыльного поляка - повстанца. Скитался по России, был матросом, золотоискателем. На военной службе в 1902 году примкнул к эсерам; в 1903-1910 годах неоднократно подвергался арестам за эсеровскую пропаганду, был в ссылке, совершал побеги, жил по фальшивым паспортам. Первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» (1906) был конфискован и сожжен охранкой. Впервые подпись «А.С.Грин» появилась под рассказом «Апельсины» (1908). В 1910-х годах Александр Грин начал писать и печатать стихи («Искажения», «Реквием»). Его стихотворения при жизни отдельным изданием не выходили. Писатель-романтик, фантаст, превосходный пейзажист и тонкий психолог, Грин умел раздвинуть рамки обыденности и обнаружить в окружающей жизни ее поэтические стороны. Грин верил в человека и считал, что все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей («Алые паруса», «Сердце пустыни», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир», «Дорога никуда»). Идеальные образы Любви, Красоты и Человечности, созданные Грином, полны высокого гуманистического смысла. Расхождение характера произведений Грина с основными тенденциями тогдашней литературы не могло не сказаться как на его литературной, так и на человеческой судьбе: в Крыму Грин влачил полуголодное существование. Литературный фонд СССР так и не выделил для него писательской пенсии. Великий писатель скончался 8 июля 1932 года в Феодосии от туберкулеза. Из дома творчества писателей, который располагался неподалеку, никто не пришел проводить его в последний путь. Да и произведения его после смерти стали печататься все реже и реже. Возвращение к читателю произошло лишь в 1956 году. Сегодня произведения Александра Грина переведены на многие языки, его имя носят улицы во многих городах, горные вершины и звезда. По повести «Алые паруса» созданы одноименный балет и фильм, по роману «Бегущая по волнам» - одноименный фильм. В 1970 году в Феодосии создан литературно-мемориальный музей Грина.
1967 - умерла Вивьен Ли, английская актриса
Вивьен Ли (настоящее имя Вивиан Мэри Хартли) родилась 5 ноября 1913 года в Индии, которая была в то время английской колонией. Ее мать - набожная католичка - отдала семилетнюю дочь в монастырскую школу, уже в Англии. Училась она отлично, особенно любила историю, литературу, живопись, музыку. Очень рано осознала свой талант и приняла решение стать актрисой. В 19 лет Вивьен поступила в лондонскую Королевскую Академию драматического искусства и вскоре вышла замуж за юриста Герберта Ли Холмана. Через год у них появилась дочь, однако Вивьен не оставила мечты об экране и сцене. Первый успех пришел к ней, когда Вивьен сыграла в спектакле «Маска добродетели». В театральных кругах Лондона начинающую актрису приняли всерьез. В 1936 году она подписывает контракт с продюсером Александром Корда, и приблизительно в то же время на съемках фильма «Пламя над Англией» завязывается ее роман со знаменитым английским актером сэром Лоуренсом Оливье. Сам Оливье позже вспоминал, что его заворожила «удивительная, невообразимая» красота Вивьен. Ни жена Лоуренса Оливье, ни муж Вивьен Ли долгое время не давали развода. Звездная пара смогла официально обвенчаться только через шесть лет. К тому времени Вивьен была уже знаменитой на весь мир: фильм «Унесенные ветром» Дэвида Селзника завоевал сердца миллионов кинозрителей. На роль главной героини Скарлетт претендовали почти полторы тысячи актрис, включая самых прославленных звезд Голливуда. И когда продюсер остановил свой выбор на англичанке, многих одолевали сомнения. Но Вивьен сыграла так блестяще, что американцы признали ее своей. Она получила за эту роль свой первый «Оскар» (второй - через двенадцать лет, за картину «Трамвай «Желание»). Слава по обе стороны Атлантики у Вивьен Ли была неслыханной. Фильмы с ее участием, среди которых - «Леди Гамильтон» и «Мост Ватерлоо», принимались с восторгом. Но в семье отношения были не столь радужными, как об этом говорили на публике. Еще в 1945 году у Вивьен был обнаружен туберкулез легких. Болезнь подействовала на психику актрисы, начались припадки безумия, во время которых она бросалась на мужа с кулаками, а потом ничего не помнила. Ее лечили и от туберкулеза, и от психического расстройства, доходило до ужасных сеансов электрошока, но становилось только хуже. В редкие просветы Вивьен все же снималась в кино и выступала на сцене, однако прогрессирующая болезнь приводила Лоуренса и Вивьен к все большему отчаянию. Уже после смерти актрисы было установлено, что врачи, назначая ей лечение от туберкулеза, предписывали препарат, который, как оказалось, вызывает психические расстройства. Устав от безнадежности, Оливье завел роман с молодой актрисой. В день 45-летия Вивьен он подарил супруге безумно дорогой «роллс-ройс» и тут же объявил о разводе. Вивьен пережила разрыв очень тяжело, но никогда и никому не позволяла плохо отзываться о бывшем муже. Она не пошла на любовные приключения, надеясь, что Лоуренс еще вернется к ней. В последних числах мая 1967 года лечащий врач сообщил Вивьен, что туберкулез захватил оба легких, положение критическое и надо немедленно ложиться в больницу. Уставшая от бесполезного лечения Вивьен отказалась. А через полтора месяца, 7 июля 1967 года, великая актриса скончалась. Ей было чуть больше пятидесяти лет, и ее талант не иссяк. Прах актрисы был развеян над озером в ее поместье в Тикерэйдже. Но ветер времени не смог унести из памяти зрителей запомнившийся и полюбившийся многим поколениям образ Скарлетт О'Хара из «Унесенных ветром».
1944 - учреждены почетное звание «Мать-героиня», орден «Материнская слава» и «Медаль материнства»
1944 - Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждены почетное звание «Мать-героиня», орден «Материнская слава» и «Медаль материнства».
Учреждение этих званий способствовало повышению общественной значимости материнства, материнский труд по воспитанию детей был приравнен к самоотверженному труду и героическим подвигам защитников Отечества. Звание и орден «Мать-героиня» был введен в качестве награды матерям, родившим и воспитавшим не менее 10 детей (при этом возраст последнего ребенка должен составлять не менее года, остальные девять или более детей должны быть живы). Орденами «Материнская слава» при аналогичных условиях награждались матери семи-девяти детей, а «Медалью материнства « - матери шести и пяти детей. Первый орден «Мать-героиня» был вручен Анне Савельевне Алексахиной, воспитавшей 12 детей. В Великую Отечественную войну все восемь ее сыновей ушли на фронт, четверо их них погибли. Дочери вместе с матерью трудились в тылу. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Алексахиной вышел 27 октября 1944 года. Почетное звание «Мать-героиня» за период с 1944 по 1980 годы получили 324 тысячи женщин. За этот же период более четырех миллионов женщин были награждены орденом «Материнская слава», а свыше 10 миллионов матерей - медалью «Медаль материнства». Названные награды в 1992 году не вошли в перечень наград бывшего СССР, которые можно было бы использовать для награждения в Российской Федерации. В современной России количество многодетных семей неуклонно сокращается. 12 апреля 2005 года в Государственной Думе состоялось заседание «круглого стола» на тему «Женщины в экстремальных ситуациях, условиях Великой Отечественной войны и вооруженных конфликтов». Участники заседания рекомендовали Госдуме выйти с законодательной инициативой о восстановлении почетного звания «Мать-героиня» и выразили мнение, что в непростой демографической ситуации в нашей возрождение лучших семейных традиций, престижа многодетной семьи должно стать важным направлением государственной социальной политики.
1955 - вышел первый номер журнала «Иностранная литература»
Ежемесячный литературно-художественный журнал «Иностранная литература» посвящен современной мировой литературе. Среди авторов журнала - лауреаты Нобелевской, Букеровской, Гонкуровской и других престижных литературных премий, а также современные классики. Первый номер журнала «Иностранная литература» вышел в СССР 8 июля 1955 года. Он был призван знакомить советского читателя с новинками зарубежной литературы. Такой журнал под названием «Интернациональная литература» уже существовал в 1933-1943 годах, но был закрыт за «протаскивание чуждых идей и воспевание буржуазного образа жизни». Главным редактор «Иностранной литературы» был назначен писатель Александр Чаковский. Журнал был чрезвычайно популярен у советских читателей. Издавался как журнал Союза писателей СССР, с 1992 года - независимый журнал. В 1994 году журнал «Иностранная литература» учредил ежегодные литературные премии - «Иллюминатор» (за самое яркое и талантливое произведение на русском языке в области исследования и перевода зарубежной литературы), «Инолит» (за лучший перевод или лучшую статью), «Инолиттл» (за лучшее произведение малой формы). Эти премии, присуждаемые по результатам завершившегося литературного года, символизируют стремление к укреплению литературных связей России с мировым сообществом, развитию международного культурного диалога, сохранению и приумножению лучших традиций русского художественного перевода и русской литературоведческой школы.