Михаил Хмелев, экономический обозреватель РИА Новости.
Использование при указании цен доллара, евро или иены вместо национальной валюты - удел развивающихся, экономически зависимых стран. Россияне лишь недавно начали отвыкать от пересчета цен практически на любой товар в долларовый эквивалент. Впрочем, цены на некоторые товары - драгоценности и недвижимость, автомобили и турпутевки - в России до сих пор принято указывать в долларах или евро. Это, прежде всего, удобно - в рублях номинал цен на дорогие товары слишком высокий. Новый порядок указания цен, вступивший в России с 1 июля 2007 года, призван окончательно исправить ситуацию.
С 1 июля уходит в прошлое практика указания цен на дорогостоящие товары в долларах, евро или безликих «условных единицах». С этого дня заработал блок законодательных поправок, устанавливающий новый порядок «указания стоимостных показателей» на территории России. По замыслу законодателей, россияне должны окончательно приучиться использовать национальную валюту при определении цены на товары и услуги. Причем наступление рубля пойдет по двум направлениям.
Во-первых, отныне закон строго указывает государственным чиновникам и политикам в речах и документах использовать при указании стоимости товаров и услуг российскую валюту. Действительно, нелепая ситуация - взят курс на укрепление имиджа национальной валюты, а в устах представителей власти рубль то и дело подменяется долларом или евро. Для разъяснения новых требований разработано несколько подзаконных актов, которые определяют, цены на какие товары и финансовые инструменты можно указывать в рублях, а на какие нельзя. Аналогичным образом прописаны меры наказания за «долларовые» оговорки, в основном дисциплинарного характера. Естественно, закон дает поблажку в случае, если отсутствует целесообразность рублевой конвертации цен в долларах или евро. Например, никому не придет в голову заставлять госслужащих пересчитывать на рубли стоимость российских еврооблигаций или котировки бочки Brent. А вот размер Стабфонда, объем инвестиций в крупные инвестиционные проекты и параметры экспортно-импортных операций теперь придется указывать в рублях.
Во-вторых, и это более важно для упрочения статуса рубля в национальном сознании, иностранная валюта, пресловутая «условная единица» вытесняется из ценников и рекламных объявлений. Точнее, новая поправка к закону «О рекламе» требует обязательного указания стоимостных показателей товаров и услуг в рублях, но не отменяет права продавца дублировать рублевую цену товара или услуги в иностранной валюте. Ни о какой «условной единице» в законе речи вовсе не идет. Подразумевается, что в условиях стабильного обменного курса национальной валюты надобность в подобной «денежной единице» отпала. А дублирование рублевой стоимости товара в иностранной валюте требуется лишь для облегчения полного перехода на рублевые ценники. Иными словами, чтобы удобнее было тем, кто еще по привычке пересчитывает цены на недвижимость и автомобили в доллары.
Следить за соблюдением этого требования должны как сами потребители, так и государственные ведомства - Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор. За нарушение закона юридическим лицам грозит штраф в размере от 40 до 500 тысяч рублей ($1=25,66 руб.), а должностным лицам - от 4 до 20 тысяч рублей. А вот наказания за некорректный пересчет рублевых цен в иностранную валюту в случае, когда в рекламном объявлении указано сразу две цены, по-прежнему не предусмотрено.
Между тем, автомобильные дилеры, сотовые операторы и туристические агентства произвольно переводят цены из иностранной в рублевый эквивалент. Чтобы избежать рисков, связанных с колебанием валютных курсов, работающие с импортными товарами компании устанавливают более или менее постоянный внутренний курс конвертации цен на товары в рубли. В подавляющем большинстве случаев, внутренний курс компании заметно отличается от официально установленного Центробанком обменного курса, причем, не в пользу покупателя. Нередко используется уловка «цены в рублях по курсу ЦБ + 1% или 2%». Поэтому рекомендуется опираться в первую очередь на рублевый эквивалент при сопоставлении цен. Пожалуй, лишь продавцы квартир в крупных городах используют доллары в расчетах с покупателями без всякой задней мысли - просто по привычке. Но окончательный расчет даже в сделках по купле-продаже такого «дорогого» товара, как недвижимость, давно уже осуществляются в национальной валюте.
Кстати, это главная причина, почему не стоит ждать подорожания на рынке недвижимости и автомобилей при окончательной рублевой конвертации. Цены здесь в большей степени регулируются балансом спроса и предложения, нежели валютными колебаниями. Конечно, некоторого округления до «тысяч» избежать вряд ли удастся. Но что такое тысяча рублей для автомобиля или квартиры стоимостью 500 тыс. или 5 млн. рублей? Такого повышения цены - 0,02% и 0,2%, соответственно - покупатель даже не заметит. А к новым рублевым ценам на квартиры и машины мы привыкнем быстро. Также как быстро, как забыли про пересчет на «лимоны» (обиходное название миллиона рублей) и «ярды» (миллиард рублей) после последней деноминации в 1998 году. В той же Европе никто не задается вопросом: «сколько это будет в долларах?», когда покупает квартиру в центре Брюсселя или импортный Dodge. Привыкли считать в евро.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции