ИСЛАМАБАД, 3 июл - РИА Новости, Евгений Пахомов. По меньшей мере шесть человек погибли во вторник в ходе столкновений между радикальными исламскими студентами и силами правопорядка в Исламабаде, сообщают местные СМИ со ссылкой на различные источники.
Столкновения начались в Исламабаде после дневной молитвы. Стычка произошла между студентами медресе (религиозных училищ) при известной своим радикализмом мечети Лал Масджид (Красной мечети) и подразделением внутренних войск. Причины столкновения неизвестны. Каждая из сторон обвиняет другую в провокации.
Как сообщил прессе министр внутренних дел Пакистана Афтаб Ахмад Шерпао, в ходе столкновения погиб один военнослужащий, еще несколько военных ранены. По информации ряда телеканалов, ссылающихся на источники в больницах города, погибли двое военнослужащих.
По словам представителя Красной мечети муллы Абдулы Каюма, в перестрелке погибли пятеро студентов медресе.
Сразу после столкновения студенты и прихожане Лал Масджид, вооружившись палками, арматурой и самодельными копьями, блокировали территорию и улицы вокруг мечети. В нескольких сотнях метров свое оцепление организовала полиция, у дороги, ведущей к мечети, выстроились бронетранспортеры с водометными пушками, в отдалении видны грузовики с бойцами элитного антитеррористического подразделения.
Талибы (студенты религиозных училищ) пропускают за оцепление только врачей и представителей СМИ. На перекрестке устроен блок-пост из мешков с песком. Студенты, закрыв лица платками, демонстрируют журналистам бутылки с зажигательной смесью.
По толпе разносится слух, что один из руководителей Красной мечети богослов Гази якобы заявил властям, что готов вывести на улицы столицы сотни боевиков-самоубийц.
"Мушарраф (президент Пакистана) и его приспешники не представляют, что теперь будет. Мы не боимся смерти, мы готовы умереть за ислам. Мы готовы к джихаду, мы будем бороться!", - сказал РИА Новости один из студентов по имени Тарик.
Во двор мечети посторонних не пускают. Крыши и балконы расположенного рядом женского медресе "Джамия Хафса" облепили сотни девушек-студенток в характерных черных балахонах, закрывающих лицо и фигуру. У некоторых в руках палки, время от времени девушки хором принимаются кричать "Аль-Джихад!" (Священная война!) и "Аллах Акбар!".
Большинство студентов и студенток вооружены палками и камнями, но на крышах Красной мечети и женского медресе, а также на перекрестках видны молодые люди с автоматами, некоторые из них - в бронежилетах.
"Нам нужна мусульманская власть, наше государство только называется Исламской Республикой. Мушарраф служит Западу и Америке, он против настоящих мусульман. Мы просто хотим жить по законам нашей веры!", - говорит студент по имени Хаким.
Корреспондент РИА Новости видел, как из здания женского медресе на одеялах вынесли несколько тел. Однако представители исламистов отказались комментировать, убитые это или раненые, и запретили фотографировать пострадавших.
Время от времени полиция принимается отгонять студентов в сторону мечети, обстреливая их гранатами со слезоточивым газом. В окнах зданий, окружающих квартал, видны люди в военной форме. Газовые волны заставляют разбегаться и "талибов", и многочисленных представителей прессы. Но чувствуется, что защитники Лал Масджид хорошо подготовились: особые отряды молодых людей с ведрами воды и тряпками тут же подбегают к пострадавшим, чтобы те промыли лицо и глаза. В помощи не отказывают и иностранным журналистам.
В ответ на газовую атаку исламистская молодежь принялась выбивать камнями стекла ближайших домов. Особенно пострадали здания средней школы и министерства по защите окружающей среды.
"Мы защищаем порядок. А эти люди говорят про ислам, но на деле занимаются нарушением закона", - сказал РИА Новости полицейский из оцепления, представившийся просто как Хан.
"Столкновение назревало, поскольку все другие попытки решить проблему Красной мечети не имели успеха. Власти пытались переговариваться с ними, но стороны так и не пришли к согласию. Очевидно, что история вокруг Лал Масджид не закончена - можно ждать новых столкновений", - сказал РИА Новости известный пакистанский политический обозреватель Мухаммад Тахир Хан.
Эти события уже стали самым серьезным противостоянием исламистов и режима президента Пакистана генерала Первеза Мушаррафа в Исламабаде, который традиционно считается не слишком религиозным городом.
Красная мечеть давно считается оплотом радикальных исламистов в пакистанской столице. В начале апреля они создали на территории Лал Масджид и прилегающих к ней медресе собственный шариатский суд, потребовали установить в стране систему власти по образцу афганского движения "Талибан", и призвали своих сторонников "стать бомбистами-самоубийцами", если власти решат препятствовать их деятельности.
Исламисты также выступили с угрозами в адрес владельцев магазинов, торгующих музыкальными и видеотоварами, и организовали символическое сожжение видеодисков. Имам Красной мечети богослов Абдул Азиз потребовал закрыть "все магазины видеогреха".
Два месяца назад девушки из женского медресе "Джамия Хафса" захватили группу пакистанских женщин, обвинив их в занятии проституцией. Заложниц отпустили лишь после долгих переговоров с полицией. А в конце июня бригада девушек из "Джамия Хафса" захватила группу граждан Китая, работавших в местном массажном салоне, в их числе нескольких женщин. Исламистки заявили тогда, что массажные салоны - это "притоны разврата".
Студенты заявили, что намерены продолжать "борьбу с пороками в городе", несмотря на недовольство властей.