Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
За Польшу обидно. На каждом шагу подвохи со стороны России. То в ситуации с газом, то с мясом, а тут еще и в стремлении Польши защитить своей грудью всю Европу от иранских ракет.
Польский замминистра иностранных дел Витольд Ващиковский так и заявил в Вашингтоне, что предложение Москвы о совместном использовании РЛС в Азербайджане не иначе, как «подвох, цель которого - задержать переговоры между США и Польшей и Чехией о размещении элементов противоракетной обороны».
Нужно обладать особым чутьем, чтобы в официальных заявлениях Москвы о недопустимости для России размещения в Польше и Чехии базовых элементов американской ПРО, а также в предложении об использовании Габалинской РЛС, как альтернативы этому размещению, увидеть тщательно замаскированную истинную цель - оттянуть решение вопроса. Заявления Москвы о том, что Россию не могут не беспокоить размещаемые в непосредственной близости к ее территории РЛС (в Чехии) и противоракеты (в Польше), по мнению Ващиковского, всего лишь «ловкий ход Путина, чтобы засалить дело». «Засалить» на языке г-на Ващиковского означает, вероятно, «затянуть дело».
Для такого тонкого анализа одной головы Ващиковского явно недостаточно. Здесь необходимы еще минимум как две другие и обязательно родственные. Например, головы братьев-близнецов Качинских.
За Польшу особенно обидно еще и потому, что в оставшейся части Европы так и не оценили по достоинству ее готовность перехватить все иранские ракеты, которые полетят в сторону Франции, Германии, Италии, Австрии и даже Великобритании. Видимо, потому, что таких ракет у Ирана нет, а если и появятся, то непонятно - зачем Ирану воевать с Европой? Для него это равносильно тому, как рубить сук, на котором сидишь.
Между прочим, самые крепкие торгово-экономические и финансовые связи у Ирана именно с Францией, у которой объем двусторонней торговли и инвестиций в иранскую экономику за последние пять-шесть лет превысил 30 млрд долларов США. За ней следуют как раз Германия с более $26 млрд, Италия с $24млрд, Австрия - более $18 млрд и даже Великобритания, занимающая со своими $13 млрд в этом реестре 9-ое место. Притом, что Россия, считающая абсурдным решение Польши и Чехии воевать с иранскими ракетами, в этом перечне занимает всего лишь 14 место при обороте в $3 млрд.
Бомбить Европу для Ирана равносильно самоубийству. Более 40% иранского импорта приходится на Европейский Союз, а свои бизнес-интересы в этой стране имеют 124 крупные европейские компании. И не где-нибудь, а в основном в сферах энергетики и телекоммуникаций, и акции этих компаний высоко котируются на международных биржах.
Все это не могли не знать в Польше. Не случайно, очевидно, в Варшаве сразу дали понять хозяину ПРО (США), что Польша иранских ракет по большому счету не боится, а не плохо было бы, чтобы США защитили ее от России своими «Пэтриот». На переговорах в Вашингтоне Ващиковский, конечно же, на этой ноте постарается выторговать у хозяина противоракет лишний динарий за готовность предоставить под них свою территорию.
Наконец, в истории с американской ПРО в Европе есть одна маленькая неувязка. Белый дом и НАТО утверждают, что ПРО создается против ракет таких стран с непредсказуемыми режимами, как Северная Корея и Иран. С Северной Кореей сейчас ведутся переговоры о ее ядерном разоружении. Одновременно, в администрации США поговаривают о планах по реформированию или замене в Иране неугодного Белому дому режима аятолл на «предсказуемый».
Возникает естественный вопрос, что придется делать с ПРО в случае, если эти планы удастся реализовать? Консервировать, демонтировать?
А быть может перенацеливать на другие потенциально непредсказуемые режимы? По принципу - была бы ПРО, а режимы найдутся?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции