Созданные Александром Сокуровым фильмы не похожи на те, что штампуются в расчете на кассовый успех. Они заставляют зрителя размышлять. Уже одно это качество - большая редкость в современном кинематографе. Сокуров никогда не снимал "проходных" картин. Классик российского кинематографа отмечает сегодня день рождения.
Сокуров Александр Николаевич родился в 1951 году в России в Иркутской области в семье военного. Поначалу он о кино даже не задумывался, а хотел стать режиссером на радио: "Моя жизнь не имеет никакого отношения к тому, что я делаю. В нашем доме никогда не бывала и не читала стихи Ахматова, и Шостакович тоже не играл нам на фортепиано".
После окончания средней школы в 1968 году он поступил на исторический факультет Горьковского Университета. Во время учебы начал работать в штате Редакции художественного вещания Горьковского телевидения в качестве помощника режиссера. За годы работы на Горьковском телевидении молодой режиссер поставил несколько телевизионных фильмов и несколько телепрограмм прямого эфира. "На горьковском телевидении был удивительный коллектив - настоящая советская провинциальная интеллигенция".
В 1974 году Сокуров защитил диплом историка, а через год поступил на постановочный факультет ВГИКа в мастерскую документального кино Александра Згуриди. Первая художественная картина Сокурова "Одинокий голос человека" по мотивам повести русского писателя Андрея Платонова, позже получившая ряд фестивальных наград, не была засчитана руководством института в качестве диплома. "Была задача задвинуть меня куда подальше. Положение ректората было сложным, меня непросто было выбросить из института, я все же получал стипендию имени Эйзенштейна. Закрытая картина была черной меткой - после этого режиссер нигде уже не мог работать. Еще до "Ленфильма" я пытался устроиться на "Беларусьфильм", но мне сказали: "Вы неспособный к кино человек". И не взяли", - рассказывал режиссер.
Именно это время для Сокурова знаменательно моральной и профессиональной поддержкой выдающегося и тогда опального режиссера Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссера. Дружба Сокурова с Тарковским не прерывалась и после отъезда последнего из России: "В тяжелейший момент моей жизни, когда от меня все отвернулись и многие коллеги-кинематографисты брезгливо посматривали в мою сторону, он сделал все, чтобы спасти меня, благодаря ему меня взяли на "Ленфильм".
В 1980 году Сокуров был зачислен в штат киностудии "Ленфильм", где работал над своими первыми игровыми картинами. Параллельно с этим сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где сняты в разное время все его документальные кинокартины.
Уже первые фильмы, сделанные им в Ленинграде, вызвали негативную реакцию у партийного руководства города и в Госкино. В течение длительного времени, вплоть до перестройки (конец 80-х), ни один из его фильмов не был разрешен советской цензурой к показу.
"Писали, что я занимаюсь антисоветской деятельностью, нахожусь в дружбе с Тарковским, встречаюсь с иностранцами. В этих "письмах" были и требования к КГБ немедленно меня отправить в лагерь, так как я неисправимый антисоветчик".
Лишь в 1987, на втором году перестройки, Сокурова легализовали, выпустив на экран одиннадцать фильмов, снятых за 9 лет. Целое "собрание сочинений". Фильмы документальные, историко-философские: о судьбах России, ее культуре; о взаимоотношениях художника и народа, художника и власти, человека и времени. Субъективные, поэтичные, исповедальные.
Сокуров был участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов.
В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино. Сокуров неоднократно получал награды международных кинофестивалей. В 2004 году Александру Сокурову присвоено звание Народного артиста РФ.
"В России мои картины не нужны. Я не жалуюсь, я говорю об этом как о факте. Совершенно необязательно, что он меня огорчает. Нет, значит, нет. Я слишком независимо существую в киноязыке, чтобы не учитывать, что это вполне может быть кому-то не по нраву", так говорит Александр Николаевич.
"Я не люблю отмечать день рождения. В Новый год обязательно нахожусь дома. Не люблю сплетен и обсуждения других людей. Не люблю болтовни о национальном вопросе. Ничего особенного в моей жизни нет. Я абсолютно элементарный человек. Люблю жареную картошку, чернику, котлеты, компоты, щи. Я не пью и никогда не видел в алкоголе отвлекающей силы. У меня всегда было только одно желание - работать".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников