Рейтинг@Mail.ru
Здравоохранение: "мыльная опера" без хэппи-энда - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Здравоохранение: "мыльная опера" без хэппи-энда

Читать ria.ru в
Дзен
Спикер верхней палаты Сергей Миронов намерен поставить точку в скандальной карьере Михаила Зурабова. Если еще недавно он сравнивал ее с "мыльной оперой, которой нет конца", то теперь, видимо, твердо решил ускорить финал этого сериала: Совет Федерации, заявил он, в ближайшее время обратится в Генпрокуратуру с просьбой проверить, как расходовались средства на программу дополнительного льготного обеспечения (ДЛО). Но приведет ли свержение непотопляемого министра к устранению лекарственного дефицита, да и вообще - к кардинальному улучшению системы российского здравоохранения?

Максим Кранс, политический обозреватель РИА Новости.

Спикер верхней палаты Сергей Миронов намерен поставить точку в скандальной карьере Михаила Зурабова. Если еще недавно он сравнивал ее с "мыльной оперой, которой нет конца", то теперь, видимо, твердо решил ускорить финал этого сериала: Совет Федерации, заявил он, в ближайшее время обратится в Генпрокуратуру с просьбой проверить, как расходовались средства на программу дополнительного льготного обеспечения (ДЛО). Но приведет ли свержение непотопляемого министра к устранению лекарственного дефицита, да и вообще - к кардинальному улучшению системы российского здравоохранения?

Надо сказать, представители обеих ветвей власти долго терпели. Сначала была пенсионная реформа, которую через пять лет после ее старта решили свернуть. Затем - монетизация льгот, вызвавшая волну демонстраций по всей стране. И вот теперь - лекарственный кризис. Не говоря уже о скандале вокруг фонда обязательного медстрахования, во время которого по подозрению во взяточничестве и воровстве были арестованы его руководители - друзья и соратники министра. Как и об озвученных депутатом Хинштейном результатах ревизии Счетной палаты, свидетельствующих о том, что заказы на оборудование для нацпроекта "Здоровье" были розданы Зурабовым «своим» людям.

Каким-то непостижимым образом этот человек получил репутацию отличного менеджера, технократа, способного "разрулить" самую запутанную и сложную ситуацию, системщика, умеющего правильно поставить цели и найти самые эффективные способы их достижения. И только в этом году "наверху" задумались: так ли это? Зерно сомнения внесла Общественная палата, и, прежде всего, самый яростный критик министра - доктор Рошаль. Позже работу здравоохранительного ведомства признала неудовлетворительной Госдума. Пожурили и на заседании правительства. А в довершение всего отчитал президент.

Теперь все гадают, когда и чем может закончиться история с Зурабовым. Хотя, на мой взгляд, тут - все ясно. А вот с будущим отечественного здравоохранения - не очень. О нем-то сейчас и надо думать в первую очередь.

Так, совершенно неопределенными видятся перспективы программы дополнительного льготного обеспечения лекарствами (ДЛО). Задолженность государства поставщикам медикаментов за прошлый год составила 30 млрд рублей. Несмотря на сокращение льготного перечня и урезание лекарственного «пайка» к концу первого квартала она выросла еще на 10 млрд. Прогнозы фонда обязательного медицинского страхования, как заявляют и депутаты, и специалисты, были взяты с потолка. На этот же раз, при верстке нового трехлетнего бюджета поступили проще. "Никаких цифр в проекте бюджета ФОМС по дополнительному лекарственному обеспечению мы не видим,- констатирует глава профильного комитета Госдумы Татьяна Яковлева. - По всем годам стоят нули, механизма реализации тоже нет".

Много вопросов и к президентскому проекту "Здоровье", реализация которого возложена на Минздравсоцразвития. То, что он был необходим, ни у кого не вызывает сомнения. Идея правильная и своевременная. Наконец-то здоровье россиян и система здравоохранения - а состояние и того и другого давно признано катастрофическим - были введены в разряд первостепенных, приоритетных задач государства.

Сделано за те полтора года, что действует проект, было немало. Возрождена система массовой диспансеризации - ее уже прошли миллионы бюджетников и работников «вредных» производств. Проведена дополнительная иммунизация населения. Значительно обновился парк «скорой помощи» и диагностического оборудования поликлиник, износ которых в среднем составлял 65%. Запущена программа массового обследования новорожденных детей.

Направления главных ударов должны были хоть как-то смикшировать самые острые проблемы российской медицины. Но при разработке стратегии наступления «штаб» многое упустил из виду или попросту недодумал. Скажем, были повышены зарплаты участковым врачам, а специалистам - нет. В результате многие "спецы", школьные врачи и даже заведующие отделениями подались в терапевты, оголив важные участки практической медицины. Под сомнение ставится и амбициозный план строительства 15 новых центров высокотехнологичной медпомощи - не проще было бы и дешевле "довести до ума" уже существующие?

Или такой пример. Привозят, скажем, в районную поликлинику современный рентгеновский аппарат, а там нет ни оборудованного помещения для него, ни специалиста, который мог бы с ним работать. А все потому, считает Леонид Рошаль, что не были точно определены потребности отечественной медицины: "Мне говорят: закуплено столько-то машин "скорой помощи". Я спрашиваю: а сколько нужно? Сколько необходимо подготовить врачей и каких специальностей, сколько построить новых больниц и, самое главное, где их строить, в каком количестве медработников нуждается село? Вопросы первостепенной важности, но у Минздравсоцразвития, которое должно заниматься этими расчетами, таких цифр нет".

И вообще, работа по этому нацпроекту многим напоминает "кампанейщину". Создается впечатление, что главная его задача не социальная, а чисто пиаровская. Иными словами - не реформирование отрасли и оздоровление нации, а демонстрация "отеческой заботы о народе". Отсюда невероятное многословие и славословие - на телеэкранах, совещаниях и встречах с народом. Как всё это напоминает старую советскую практику победных реляций, стахановщины, лукавых цифр! Ну, в самом деле, разве можно было уже через какие-то полгода и даже через год после запуска проекта всерьез говорить о том, что прибавки к зарплатам врачей, новая техника, родовые сертификаты помогли существенно снизить смертность, увеличить продолжительность жизни, повысить рождаемость?..

Важные для судеб страны и живущих в ней людей проекты не должны спускаться сверху - будь-то президентом или отраслевым министерством. Чтобы они работали эффективно и с меньшими издержками, их стоило бы принимать после широкого обсуждения в профессиональных кругах. В данном случае - медиками, экономистами, финансистами. Им все же виднее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала