МОСКВА, 11 июн - РИА Новости. Государственной программе приватизации в понедельник исполняется 15 лет.
Эксперты дают противоречивые оценки процессу, прошедшему много лет назад и оказавшему существенное влияние на дальнейшую судьбу экономики России.
"Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год" была утверждена 11 июня 1992 года. Целями приватизации, согласно данному документу, являлись формирование слоя частных собственников, повышение эффективности деятельности предприятий, социальная защита населения, развитие объектов социальной инфраструктуры, создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций и т.д.
Как считает консультант по стратегии компании "Тройка Диалог" Андрей Кузнецов, основным результатом приватизации стал, безусловно, вывод из государственной собственности значительной части компаний. Однако к созданию широкого класса собственников ваучерная приватизация не привела и вряд ли могла бы привести - в начале 90-х у населения отсутствовал опыт работы с ценными бумагами, отсутствовали и адекватные институты фондового рынка.
Лишь немногие смогли выиграть от приватизации - те, кому удалось обменять ваучеры на акции реальных предприятий - "Газпрома", "НорНикеля" и т.д.. В то же время именно в ходе приватизации население путем проб и ошибок получило первый опыт работы с ценными бумагами. В стране появилась реальная частная собственность на средства производства, были созданы основы российской экономики в том виде, в котором она существует сейчас.
Претензии к тому, что компании приватизировались фактически бесплатно (как в ходе ваучерной приватизации, так и в ходе залоговых аукционов) выглядят необоснованными. Так, сейчас капитализация российского фондового рынка составляет почти 1 триллион долларов, что примерно равно ВВП страны. Учитывая, что существует еще и значительное число непубличных компаний, стоимость российских предприятий существенно превышает годовой ВВП. Сложно представить, чтобы кто-либо смог заплатить за них даже несколько процентов ВВП в начале 90-х, когда в частных руках находилась лишь незначительная часть ресурсов. Разве что иностранцы, но это было неприемлемо с политической точки зрения, полагает специалист.
Ведущий экономист "Центра экономических и финансовых исследований и разработок" (ЦЭФИР) Олег Замулин отмечает, что приватизация в принципе достигла своей цели. Благодаря ей значительная часть государственной собственности перешла в частные руки.
Помимо этого, ваучерная приватизация дала российским гражданам первоначально представление о рынке ценных бумаг, чего не было при Советском Союзе. Однако, как у любого исторического процесса, у приватизации были как положительные моменты, так и отрицательные. Негативным моментом можно назвать то, что сам процесс приватизации был проведен не самым лучшим образом, отмечает эксперт.
Процесс перехода предприятий из государственной собственности в частную оказался болезненнее и труднее, чем ожидали организаторы. Помимо этого, в результате проведенной приватизации предприятия в значительной своей массе достались не самым эффективным собственникам, что соответственно сказалось на их эффективности.
По мнению доцента кафедры институциональной экономики "Высшей школы экономики" Антона Рунова, ваучерная приватизация в том виде, в котором она была проведена, была проведена несистемно. С юридической точки зрения у граждан были права собственности, но механизмов воспользоваться этими правами не было. Вторым негативным моментом, по его мнению, было то, что приватизация была проведена поспешно - приватизировались отдельные предприятия, а не производственные комплексы в целом. Ведь предприятия существовали и работали не отдельно, а в производственной цепочке, и при приватизации все предприятия смогли сохранить связи в этих цепочках.
В результате в выигрыше оказались предприятия, которые находились в самом начале производственной цепочки (то есть добывающие компании), - они могли быстро переориентироваться на экспорт. Также не проиграли и предприятия монополисты. В целом, в ходе массовой приватизации цели экономической эффективности достигнуты не были. Можно сказать, что приватизация решила только политические цели.
Политическим аспектом приватизации было, во-первых, создание группы людей, заинтересованных в сохранении нового политического порядка, и, во-вторых, отстранение от власти хозяйствующей номенклатуры. Эти цели в основном и были достигнуты. Но у приватизации был и экономический аспект. Во-первых, формирование юридического права собственности - что было создано; во-вторых, создание механизма вторичного рынка для перераспределении этих прав (эту функцию в развитых странах выполняет фондовый рынок); и, в-третьих, создание механизма корпоративного управления. Кроме, первой экономической задачи, по мнению эксперта, в рамках приватизации ничего не было сделано.