С.-ПЕТЕРБУРГ, 9 июн - РИА Новости, Максим Филимонов. Транзит российских грузов через территорию Эстонии с начала мая, когда произошло обострение отношений двух стран в связи с переносом памятника Воину-освободителю, в натуральном выражении снизился на 40% к аналогичному периоду прошлого года, сказал в интервью РИА Новости министр экономики и коммуникаций Эстонии Юхан Пяртс.
По его словам, потери государства от снижения транзита не очень велики. Основные убытки легли на плечи грузовых операторов, при этом, сказал министр, транспортные компании с российским капиталом проще переживают эти проблемы, чем компании с европейским капиталом.
Обострение отношений между Россией и Эстонией было спровоцировано началом раскопок в районе памятника Воину-освободителю в центре Таллина. После того, как в эстонской столице произошли массовые беспорядки с участием противников переноса "Бронзового солдата", власти приняли решение перенести монумент, который посвящен освобождению Таллина от немецких войск в 1944 году, из центра города на военное кладбище.
Российские парламентарии в ответ пригрозили ввести экономические санкции и разорвать экономические отношения с Эстонией, а молодежные движения взяли в многодневную блокаду посольство Эстонии в Москве. Кроме того, активисты этих движений призвали жителей России отказаться от эстонских товаров.
Пяртс не сообщил, произошло ли падение поставок эстонских товаров в Россию, поскольку, по его словам, информации для подобных выводов пока недостаточно.
Пяртс, который приехал в Санкт-Петербург для участия в Петербургском экономическом форуме, сообщил, что в ходе его встреч с российскими политиками он получил заверения, что Россия не планирует вводить никаких политических санкций против балтийской страны.
"Нет никакого политического желания ничего уменьшать", - сказал министр.
В мае российская сторона объявила о планах закрыть пограничный Мост дружбы на российско-эстонской границе между Нарвой и Ивангородом для прохождения большегрузного транспорта в связи с его значительным износом. Однако в настоящее время мост работает в обычном режиме.
По словам Пяртса, российские и эстонские эксперты договорились о том, что в июле будет закончен анализ технического состояния моста.
"Наши и европейские эксперты говорят, что мост в нормальном состоянии и может выдержать хоть 100 тонн. Если у российской стороны есть вопросы к этим данным, они должны получить на них ответы", - говорит министр.
По его словам, очереди из грузовиков на российско-эстонской границе вызваны не политическими причинами, а техническими проблемами у российской таможни, которая, по его словам, недостаточно быстро обрабатывает грузы.
"Доказательство отсутствия политики в этом - ситуация на финской границе. Там очереди из грузовиков на 30 километров по этой же причине", - считает Пяртс.
Министр также сообщил, что российские инвесторы пока не сворачивают проекты в Эстонии после обострения политических отношений.
"Я не слышал, чтобы были закончены какие-то реальные планы российских инвесторов", - сказал Пяртс.
По его словам, российские инвестиции составляют примерно 3-4% от общего объема вложений иностранных инвесторов в эстонскую экономику. Основной объект инвестирования российских компаний в Эстонии - портовая инфраструктура и недвижимость.