Был конец Света. Телевидение вело прямую трансляцию. Мы уже попрощались с родными и близкими, закрыли глаза, каждый мысленно прокрутил в голове пленку своей жизни... Но тут нам радостно объявили, что это была программа «Розыгрыш».
Живем дальше.
...Давно уже цивилизованную публику так не разыгрывали, как это случилось на днях в голландском шоу про донорскую почку. Пожалуй, что со времен знаменитого радиоспектакля Орсона Уэллса «Война миров» (1938г.) о вторжении марсиан на Землю. Все было в радиоэфире так искусно и правдоподобно обставлено, что около миллиона жителей американских городов кинулись из своих домов врассыпную. Можно представить: какие были пробки на дорогах...
Между прочим, сам автор не планировал того фурора, которое произвело его радийное реалити-шоу. Ведь то была инсценировка очень известного одноименного романа Герберта Уэллса. Орсон и подумать не мог, что его сограждане настолько неначитанны и простодушны, чтобы принять фантастический вымысел писателя за реальность. Просто режиссер стремился по возможности предельно обострить внимание слушателей к своему созданию, но нечаянно перечеркнул рампу, то есть стер границу между условным действом и аудиторией и тем посеял панику. Тем показал возможности манипулирования человеческими инстинктами и рефлексами.
Создатели «Большого донорского шоу» сознательно стерли границу между условностью своего зрелища и реальностью его восприятия. Умирающая от рака мозга 37-летняя женщина Лиза на смертном одре и в присутствии телекамер решает, кому завещать свою почку. Претендентов трое. Даруется, стало быть, человеку жизнь на конкурсной основе. Зрители - азартные болельщики, кои могут поддержать кандидата на жизнь своими пламенными эсемесками.
Об эксклюзивном шоу объявлено заведомо. Шум поднимается страшный. Главным образом, по поводу аморализма зрелища. Взволнована пресса, негодуют политики. Продюсеры приводят рациональные аргументы: «Да, реалити шоу вызывает противоречивые чувства. Но это возможность помочь хотя бы немногим тяжело больным людям, за счет больных безнадежно. Рейтинг ожидания подскакивает до небес. Шоу выходит в эфир, и в самый кульминационный момент выясняется, что Лиза - не Лиза, а Леоне. Что она всего лишь актриса и абсолютно здорова и с почкой расставаться не собирается. Зато процент желающих стать почечными донорами несколько подрос, и, стало быть, спасибо организаторам этого шоу: они сделали благое дело.
Моралисты вроде, тоже могут облегченно вздохнуть и спать спокойно: организаторы реалити-шоу не перешли фундаментальных нравственных границ: они поиграли с образом смерти, но не со Смертью.
А собственно, что изменилось от того, что человек в эфире умирал не по-настоящему, если телезрители были уверены в обратном? Я знаю одного стеснительного артиста, который отказался пробежаться голым перед кинокамерой. А другой с удовольствием согласился. Потом, после того как прозвучала команда: «Снято!», многоопытный актер, натягивая штаны, сказал своему застенчивому коллеге: «А все равно зрители будут думать, что это ты без штанов бегаешь».
Все равно телезрители на голландском шоу не могли не почувствовать - кто сильнее, кто слабее - определенного душевного дискомфорта; словно бы они присутствовали при чем-то неприличном. Словно они нарушили какое-то существенное табу.
В художественном сочинении между автором и его читателем (зрителем) существует негласная, никак формально не оформленная конвенция. Ее суть выразил Пушкин: «Над вымыслом слезами обольюсь». То есть важно не только поверить вымышленному, но и до конца сознавать, что это всего лишь иллюзия. Иначе напрасны слезы. Иначе ты не на дюйм не поднялся над действительностью.
Проблема-то «Большого донорского шоу» в тот момент, когда оно вышло в эфир уже не в заветной почке понарошку умирающей артистки, а в том, что это стало зрелищем, публичным актом. Что смерть здесь - часть театрального зрелища и его выразительный прием. Как ракурс, или как сверх крупный план. А жизнь - это удачные торги со смертью.
Для кого-то удачные, а для кого-то неудачные.
Теперь подумаем: в какое неудобное в моральном отношении поставило это шоу соискателей здоровой почки. Они все приличные, достойные люди, но должны доказывать самим фактом своего присутствия, кому из них жизнь нужнее. Они поставлены в такую ситуацию, что им приходится вымаливать у судьбы в лице смертельно больной женщины право на жизнь. И оно может быть даровано за счет прав двух других конкурентов. Понятно, что все трое были посвящены в правила игры. Но мы-то, зрители, этого не знаем. Мы не знаем, что и они артисты. И у нас все время вопрос: зачем же они участвуют в этой подлянке? А под ложечкой зудит ворочается: зачем же ты смотришь эту подлянку?
Мне почему-то кажется, что в данном случае гуманитарный эффект акции, так и не искупил моральных и этических ее потерь и печальных последствий рационального цинизма.
Вообще все чаще и чаще склоняешься к мысли, что все эти реалити-шоу, начиная от «Большого брата» и кончая «Большим донорским шоу», сильно раскачивают цивилизационные коды человечества. Уже раскачали. Родина этих забав Голландия как-то особо преуспела.
Впрочем, она давно бежит впереди прогресса. Это такая страна. Со времен Петра I. Иначе, зачем бы он туда поехал. Да еще инкогнито, то есть под псевдонимом, как бы стесняясь своего царского звания. Там он набрался ума по части кораблестроения. Сейчас, окажись бы в той стороне, присмотрелся бы к другой ее части. Там раньше всех легализовали проституцию, эфтаназию, наркотики... Там анахронизмом уже стали шторы на окнах.
Наконец, там интересно поставлено дело с местами всеобщего пользования. Они поражают своим минимализмом. Кабинка из пластика с писсуаром, но без двери. А и вправду, зачем в этом случае дверь? К публике мужчина стоит задом. Штаны ему не снимать.
...Вообще, кто решил, что заправляться едой и питьем на публике -- это этично, даже эстетично, а испражняться на той же публике неприлично? Может, это предубеждение от того, что никто не занимался эстетикой отправлений естественных надобностей, от того, что здесь нет традиций, нет своих законодателей вкуса, моды. Ну, поработали дизайнеры над формой унитаза, ну нашли способы отбивать зловоние посредством благовония -- и тем дело кончилось. И нет никакой культуры, поэтики и поэзии этого дела. Нет моральных авторитетов, звезд мирового класса, топ-моделей мирового уровня, которые могли бы популяризировать эту сторону жизни.
А есть всего лишь продюсеры и шоумены, готовые исполнить роль слабительного и клизмы в виде таких программ, как «Сука-любовь».
Голландия, опять же, и сегодня впереди прогресса. Но она уже от нас не так сильно, как во времена Петра I, оторвалась.
Еще только появилась информация о готовящемся в Голландии сенсационном шоу, а у нас стало известно, что один из российских телеканалов ведет переговоры с фирмой «Эндемол» о покупке этого формата, и что уже нынешней осенью будет показана его отечественная версия.
На Руси, ведь, всегда отыщется левша, который подкует заморскую блоху.
Поскольку никаких больше подробностей не просочилось в печать, рискну предположить, что на кону российского донорского шоу будет стоять не почка, а мозжечок или гипофиз обреченного интеллектуала. Страдающие разжижением серого вещества спешите записываться в очередь.
***
То, что практически весь мир купился на розыгрыш голландского ТВ и поверил в его возможность, само по себе знаменательно.
Может, конец Света уже был, а мы его не заметили? Может, на дворе уже другая цивилизация (постчеловеческая?) с другими моральными нормами общежития и с другими ценностными абсолютами?
А если серьезно говорить, похоже, что человеческая цивилизация стала подгнивать и попахивать, несмотря на все бионужники. И, похоже, как водится в природе, с головы. То есть с Запада.