Рейтинг@Mail.ru
Не самая читающая нация - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не самая читающая нация

Читать ria.ru в
Дзен
Если судить по «курортному» майскому чтению российского среднего класса, этой надежи и опоры стабильности, целевой группы маркетологов, потребителей лучших продуктов, сервисов, гаджетов, читает он три вещи - Робски, Маринину и какую-то жуть в мягкой обложке. Журнальное чтение исчерпывающе описывается гениальной фразой, которую я услышал от одного мужчины из социологической группы 18-35 лет, передававшего полноцветный журнал другому мужчине из социологической группы 36-55 лет: «Там есть классная статья про дизелЯ»...

Если судить по «курортному» майскому чтению российского среднего класса, этой надежи и опоры стабильности, целевой группы маркетологов, потребителей лучших продуктов, сервисов, гаджетов, читает он три вещи - Робски, Маринину и какую-то жуть в мягкой обложке. Журнальное чтение исчерпывающе описывается гениальной фразой, которую я услышал от одного мужчины из социологической группы 18-35 лет, передававшего полноцветный журнал другому мужчине из социологической группы 36-55 лет: «Там есть классная статья про дизелЯ».

Правда, если читатель ждет уж рифмы «розы», в смысле стонов по поводу утраты российским народом статуса «самой читающей нации», которая только то и делала, что «Белинского и Гоголя с базара» приносила, а затем обеспечивала аномально высокую подписку толстым журналам, чтобы спустя несколько лет обрушить ее вплоть до почти полного исчезновения этих самых «толстяков», то этих стонов он не услышит. Ничего особенного с нацией не произошло. Просто она никогда не была самой читающей, а читала несколько больше по причине отсутствия других средств развлечения и коммуникаций.

Последний майский опрос Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) на тему «Круг чтения и читательские запросы россиян», в сущности, констатирует более или менее очевидное: кто в силу уровня образования, привычек, наклонностей предрасположен к чтению - книг, журналов, газет - тот и продолжает их читать. Три четверти россиян более или менее регулярно что-либо читают. Немало среди них читателей про «дизелЯ» и всякой жути в мягких обложках. Ну, так не всем же штудировать Дерриду и Хабермаса в приближенных к боевым условиях московского метрополитена или в расслабленной атмосфере египетского или турецкого пляжа. Вон, четверть респондентов, согласно тому же исследованию вообще ничего не читает. Что лишь подтверждает некоторые выводы другого опроса, проводившегося полтора года назад «Левада-Центром»: в семьях 34 процентов опрошенных книг дома нет вообще, а у 36 процентов домашняя, с позволения сказать, библиотека состоит не более чем из 100 книг.

Но и это - в принципе нормальное явление. Если оценивать параметры опроса ФОМа, то опять-таки получается: кто читает много - читает качественную литературу, кто читает мало - некачественную. Главное, трудно спорить с еще одним выводом: издается много всего и абсолютно на любой вкус. Другой вопрос, что ареал распространения этого самого «всего» ограничивается крупными городами - села и малые города не получают достаточного ассортимента читабельной продукции. Впрочем, это опять-таки не тема стонов о падении уровня культуры. Это тема равномерного развития страны, причем развития любого - экономического, социального, культурного. Это проблема неравного распределения инфраструктуры - инженерной, санитарно-гигиенической, коммуникативной, а вовсе не специфический недостаток российского книгоиздания, журнального и газетного дела.

Кстати говоря, ключевой  и очень серьезный изъян ФОМовского исследования, которое претендует на анализ всего круга чтения россиян - исключение из опросов темы Интернета. Понятно, что это «небумажная» форма чтения. Но от этого, во-первых, оно не перестает быть чтением, а, во-вторых, для существенной части россиян Интернет становится единственным средством и источником чтения вообще. И интересно как раз узнать, какая это часть наших сограждан, каково качество их образования, потребительские предпочтения, возраст, каковы в этой связи тенденции в качестве и количестве чтения. Как глубоко и как быстро проникают в читательскую среду электронные и аудио- книги, кто их читает, кто будет читать? Без ответа на эти вопросы полноценный анализ круга чтения и читательских запросов россиян остается поверхностным.

Опросы констатируют: новости интересуют в большей степени старшие возрастные группы, худлит интересует среднюю, профессиональная литература - младшую. Все это очень важные характеристики читательской аудитории. Но, например, весьма полезно узнать, почему новости до сих пор в весьма существенной степени интересуют всех именно в печатном виде. Население не удовлетворено телевидением? Оно склонно черпать информацию из газет, а если да, то из каких? И как это коррелируется с падением тиражей печатной прессы, какова степень интереса к новостям из Интернета?

На эти вопросы ответа нет. А они крайне важны с той точки зрения, как в ближайшие годы будет развиваться или деградировать в России культура чтения. А значит, как будет развиваться или деградировать в России культура в целом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала