«Третий рейх», «холодная война», «непредсказуемый медведь», «мировой гегемон» - много десятилетий Россия и США обмениваются эпитетами непонимания. И нет, увы, никаких оснований полагать, что в ближайшие годы отношения их радикально изменятся, превратившись в доверительно-союзнические.
А все почему? Они слишком похожи друг на друга. Какую сторону жизни ни возьми, ну о-о-очень много сходства. Только у американцев ушло все это «в плюс», а у нас - «в минус». Возможно, поэтому доля США в мировом ВВП по-прежнему превышает 20%, а доля России составляет 2,6%. Доля США в мировой торговле тоже 20%, а России - 2%.
Можно начать с приятного. К примеру, индустрия отдыха. И те, и другие любят воспринимать отдых как много шума в хорошей компании. Одни веселятся в кафе, ресторанах, на собственноручно организованных праздниках и пикниках, другие - тоже в кафе и ресторанах (если позволяют средства), дома и на пленере. Как и в России, в Америке своеобразно относятся к понятию личного пространства, поэтому и мы, и они предпочитаем активный, а главное, коллективный отдых. Но одни это делают в спортзале, а другие - за праздничным столом.
Тишина и уединение - мечта, в общем, незначительного процента нации. Разница, правда, в том, что в Америке для этого доступны многочисленные национальные парки и тихие уютные пригороды, а в России - разве что затычки для ушей. Или собственные имения в несколько га. Кому по карману покупка земли и «Хаммера», чтобы туда добраться (вот еще одна общая черта - обе нации любят большие машины).
Кстати, по паркам там, как и в России, ездят машины. Правда, у нас это либо просто «крутые», либо совсем крутые с «мигалками», а там - собственно парковые машины, то есть те, что ухаживают за природой, или уж полицейские. Следят за порядком.
Одежда. Это только так думают, что американская нация сплошь страдает ожирением и носит штаны размером с парашют. Во-первых, в России тоже не часто встретишь французские формы, а во-вторых, и среди американцев есть много худых и поджарых. И так же, как и в России, - преимущественно в среде тех, кто относит к стилю жизни тренажеры, спортзалы, а также умеренное потребление еды и питья. При этом, как и в России, некоторые представители Америки считают возможным прийти в кафе в тренировочном костюме. Хотя, конечно, костюм будет более живеньким, чистым, а его носитель не начнет раскидывать пальцы и прочие конечности, требуя для себя и своей компании особой любви и внимания.
Конкуренция. Может, в значительной степени Россия еще и осталась советским государством, где «равенство и братство» превыше всего, и все же в огромном числе сегментов экономики, да и просто жизни соревновательность давно поставлена на первое место. От методичного зарабатывания денег до обретения собственности. От отношений на работе до отношений в очереди в кассу. Кто первым встал - того и тапочки. В этом Россия явно взяла пример с Америки, где на протяжении полутора веков конкурентность и состязательность - есть непременные атрибуты успешной социальной жизни. И не просто взяла, а творчески препарировала навыки и расширила сферы применения.
Но главное, в чем похожи российские граждане и американцы, - нутро. От него идут воззрения, идеология, подходы. И те, и другие истовы. И в своей истовости они тоталитарны. Может, поэтому подавляющее большинство российских граждан так не любит Америку, хотя английский зачастую не разумеет, нюансов культуры не знает, в стране никогда не было, да и вряд ли побывает. Ненавидим заочно, истово, прочно, всеми фибрами.
И в Америке, и в России разные авторы в разное время пытались объяснить этот феномен, но к единому мнению так и не пришли. Одни ссылались на религию, другие - на территорию и расстояния.
Вот, к примеру, американцы бросили клич бороться с курением и вообще за здоровый образ жизни. Итог: все на тренажерах, на беговых дорожках, курить нельзя нигде. То есть если нация клич приняла, то несогласным не остается никакого выбора. Курить становится моветоном даже в самых богемных кругах и штатах.
Не так ли в России? Ну, в своих формах, конечно. Едва брошен клич на борьбу с грузинским режимом, - на всех брюнетов смотрят презрительно и подозрительно. Брошен ключ не любить Америку - гегемоны, узурпаторы, мировые жандармы, экспортеры демократии! 99 процентов страны тут же начинает истово ненавидеть Америку, презирать любые проявления американизма, требовать убрать «засилье Голливуда» с экранов и во всей своей аморальности винить «тлетворное влияние Запада». Читай: Америки. Что уж говорить про пиво, которое давно из германского или чешского напитка превратилось в сугубо российский. Национальный. Массовый. Пьем с утра, все, везде и при любой погоде. Как они не могут без пробежек в парке, так мы без пива.
Что раздражает многих в американцах? То, что они сформировали у себя в стране и для страны некое мировоззрение, невероятны горды им и теперь истово считают его единственно правильным взглядом на мир (так, впрочем, они считали и 150 лет назад). Именно на своем мировосприятии они подчас строят целые науки и политические стратегии. Именно по своему восприятию жизни оценивают другие страны и нации. Соответствуют, - значит, свои. Не соответствуют, - нужно либо изменить, либо поставить общение в строгие рамки. В Америке, где практически всюду круглый год светит солнце, отсутствует восприятие полутонов. Картина мира - ночь или день. Плохо или хорошо. Правильно или неправильно. Верно или вредно.
Но ведь и в России так же! И Россия меряет всех по себе, тоже страдая определенным врожденным и благоприобретенным дальтонизмом. Мир делится на свой - чужой. «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно...». Поляки (эстонцы, украинцы, грузины, немцы, англичане и т.д.) если не с нами, то против нас.
Любим истово, доверяем безоглядно, презираем однозначно, ненавидим люто.
Ни попыток разобраться и понять. Ни желания взглянуть на ситуацию под другим углом зрения. Никогда! Это «пусть они под нас подстраиваются!» От зарубежных курортов («пусть они русский учат!») до внешней политики («пусть они к нам на поклон придут»); от «большой» экономики («всем наши нефть-газ нужны, никуда не денутся») до «малой» («сами нехай едят свои шпроты-мандарины»).
И мы, и американцы истовы в своей заточенности на какие-то эмоции. Американцы - на жизнерадостность и улыбчивость, что наших невероятно раздражает. Мы - на хмурость и угрюмость, что сильно обескураживает американцев. В обеих странах есть определенные неприличные темы в разговоре с малознакомыми людьми, и там, и там они связаны с настроением. В Америке не принято жаловаться, потому что ты сразу выглядишь «лузером», в России - неприлично говорить, что у тебя все хорошо, потому что ты сразу выглядишь идиотом.
Обе нации - пассионарны, истово верят в то, что делают и куда двигаются. Тоталитарно сплочены вокруг неких базовых вещей и понятий. Только вот доли в мировом хозяйстве сильно различаются. Поэтому России хорошо бы подумать, как истовость свою повернуть в плюс, на созидание. Потому что деструктивная истовость - это уже не истовость. А глупость или, по меньшей мере, недальновидность.
Светлана Бабаева, шеф-редактор журнала "Профиль" - специально для РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции