МОСКВА, 17 апр - РИА Новости. Особенности потребления спиртных напитков россиянами негативно сказываются на демографической ситуации в стране, считает доцент Российской академии государственной службы Дарья Халтурина.
«Период с 1986 года по 1994 годы в РФ ознаменовался демографической катастрофой - за это время смертность выросла в полтора раза (до 16 смертей на 1000 человек) и столь же драматично снизилась рождаемость. Решающий вклад в демографический кризис внесла аномальная смертность мужчин трудоспособного возраста», - отметила Халтурина во вторник на пресс-конференции в РИА Новости.
«Период с 1986 года по 1994 годы в РФ ознаменовался демографической катастрофой - за это время смертность выросла в полтора раза (до 16 смертей на 1000 человек) и столь же драматично снизилась рождаемость. Решающий вклад в демографический кризис внесла аномальная смертность мужчин трудоспособного возраста», - отметила Халтурина во вторник на пресс-конференции в РИА Новости.
По ее словам, причинами этого стал необычайно высокий уровень потребления крепких спиртных напитков.
Россияне являются лидерами по потреблению алкоголя вместе с французами, немцами, чехами, австрийцами, сказала она. Однако, подчеркнула Халтурина, в Европе «никакого кризиса сверхсмертности нет». «Главной проблемой РФ является сочетание высокого уровня потребления алкоголя и опасной модели потребления преимущественно крепких напитков. Если во Франции люди пьют несколько раз в день, но небольшими дозами, то россияне напиваются водкой, самогоном до тяжелой интоксикации», - сказала доцент.
Как пояснила эксперт, «связь между потреблением алкоголя и смертностью в РФ стала отчетливо видна по время антиалкогольной кампании 1984 -1987 годов. Тогда снижение потребления алкоголя привело к падению смертности на 12% среди мужчин и на 7% среди женщин, смертность от алкогольных отравлений понизилась на 56%. По подсчетам специалистов, эта кампания спасла более 1,2 миллиона жизней».
Участвовавший в пресс-конференции профессор Российского государственного гуманитарного университета Андрей Коротаев заявил, что в настоящее время в России «на одного взрослого человека в год приходится 14-15 литров этанола (этилового спирта), тогда как эта цифра не должна превышать восьми». «Нужен комплекс мер, которые помогут снизить уровень употребления населением алкоголя до более безопасного», - отметил он.
В свою очередь, другой участник пресс-конференции, консультант Открытого института здоровья Кирилл Данишевский сообщил, что эксперты института уже предложили меры, которые «помогут снизить уровень употребления населением крепких алкогольных напитков». По его словам, этому могут служить поэтапное повышение налогообложения спиртосодержащих продуктов, повышение цен на крепкие алкогольные напитки, сокращение времени их продажи в магазинах, а также уменьшение количества торговых точек, торгующих алкоголем.
Кроме того, как отметил Данишевский, с рынка необходимо «выбить» суррогаты - медицинские настойки, средства бытовой химии, дешевые одеколоны, и усилить ответственность за торговлю самогоном. Необходимо также, по его мнению, полностью запретить рекламу алкогольных напитков, в том числе косвенную - в местах продажи и через демонстрацию в кинофильмах.
Участвовавший в пресс-конференции профессор Российского государственного гуманитарного университета Андрей Коротаев заявил, что в настоящее время в России «на одного взрослого человека в год приходится 14-15 литров этанола (этилового спирта), тогда как эта цифра не должна превышать восьми». «Нужен комплекс мер, которые помогут снизить уровень употребления населением алкоголя до более безопасного», - отметил он.
В свою очередь, другой участник пресс-конференции, консультант Открытого института здоровья Кирилл Данишевский сообщил, что эксперты института уже предложили меры, которые «помогут снизить уровень употребления населением крепких алкогольных напитков». По его словам, этому могут служить поэтапное повышение налогообложения спиртосодержащих продуктов, повышение цен на крепкие алкогольные напитки, сокращение времени их продажи в магазинах, а также уменьшение количества торговых точек, торгующих алкоголем.
Кроме того, как отметил Данишевский, с рынка необходимо «выбить» суррогаты - медицинские настойки, средства бытовой химии, дешевые одеколоны, и усилить ответственность за торговлю самогоном. Необходимо также, по его мнению, полностью запретить рекламу алкогольных напитков, в том числе косвенную - в местах продажи и через демонстрацию в кинофильмах.