ПАРИЖ, 16 апр - РИА Новости, Олеся Ханцевич. Спецслужбы Франции знали о том, что международная террористическая сеть "Аль-Каида" планировала угон самолетов в 2001 году, и предупредили об этом США.
Об этом сообщает французская газета "Монд" (Le Monde), в распоряжение которой попал секретный документ главного управления Франции по внешней безопасности (DGSE) за январь 2001 года.
Обнародованное досье полностью посвящено деятельности "Аль-Каиды" и включает в себя информацию о финансировании террористической сети и ее планах. Пять страниц из 328-страничного документа касаются плана захвата самолета. По информации газеты, эти данные были доведены до сведения главы представительства ЦРУ в Париже в январе 2001 года Билла Мьюррея (Bill Murray).
"Члены организации Усамы бен Ладена в сотрудничестве с представителями движения "Талибан" и чеченскими вооруженными формированиями, готовят с начала 2000 года проект угона самолета", - написано на первой странице документа, фотографию которой публикует Le Monde.
В тексте отмечается, что авторы проекта преследовали двойную цель - "с одной стороны, потребовать освобождения исламистов, которые сидят в американских тюрьмах, в частности шейха Омара Абдельрахмана, с другой - оказать давление на международное сообщество с целью вывода российской армии из Чечни".
По информации французских спецслужб, изначально террористы собирались осуществить этот план в марте-сентябре 2000 года.
"По данным узбекских спецслужб, проект угона самолета обсуждался в начале 2000 года во время встречи в Кабуле представителей организации Бен Ладена, талибов и чеченских вооруженных группировок", - говорится в документе.
Также в нем приводится список из семи авиакомпаний, самолеты которых могут быть угнаны, включая American Airlines и United Airlines, самолеты которых в действительности были захвачены 11 сентября 2001 года.
Кроме того, по данным спецслужб, рассматривался угон американского, французского и немецкого самолетов. В случае захвата американского самолета террористы планировали перенаправить его в Афганистан или Иран, где предполагалось начать переговоры с США и другими странами.
Газета отмечает, что во время встречи с представителями газеты глава DGSE Эммануэль Рену выразил сожаление, что произошла утечка информации и подтвердил, что документы, попавшие в распоряжение издания, подлинны. Однако он отказался от комментариев, сославшись на остроту вопроса.
Изданию удалось получить комментарий главы Пьера-Антуана Лоренци, возглавлявшему DGSE до 2001 года.
"Что-то такое припоминаю, - сказал он. - Но нужно помнить о том, что до 2001 года угон самолета имел совсем другое значение, нежели после 11 сентября. В то время это означало принудительное приземление в аэропорту для ведения переговоров", - сказал Лоренци, объясняя то обстоятельство, что в 2001 разведка США не уделила должного внимания предоставленным сведениям.