Рейтинг@Mail.ru
"Борис Годунов" в версии Сокурова - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Борис Годунов" в версии Сокурова

Читать ria.ru в
Дзен
«Борис Годунов» Модеста Мусоргского - «история абсолютно счастливых людей, каждый персонаж достигает того, чего хотел». Так характеризует оперу-бренд Большого театра ее новый постановщик, петербуржский мастер интеллектуального кинематографа с мировым именем, 55-летний Александр Сокуров. Для кинорежиссера с историческим образованием, автора драм о Ленине, Гитлере, императоре Хирохито и других исторических фигурах 20 века, новый опыт работы в качестве оперного режиссера стал логическим продолжением его творчества.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

«Борис Годунов» Модеста Мусоргского - «история абсолютно счастливых людей, каждый персонаж достигает того, чего хотел». Так характеризует оперу-бренд Большого театра ее новый постановщик, петербуржский мастер интеллектуального кинематографа с мировым именем, 55-летний Александр Сокуров. Для кинорежиссера с историческим образованием, автора драм о Ленине, Гитлере, императоре Хирохито и других исторических фигурах 20 века, новый опыт работы в качестве оперного режиссера стал логическим продолжением его творчества. Трактуя оперу по трагедии Пушкина о России времен царя Бориса Годунова - рубежа 16-17 веков, прелюдии Смуты и распада государства, Сокуров снова размышляет на тему «власть и человеческая душа».

Партитура оперы редактировалась не раз: и самим Мусоргским, и Римским-Корсаковым, и Шостаковичем. Нынешняя премьера 25 апреля - результат работы кинорежиссера и Большого театра над второй редакцией, считающейся «академичной». Детали постановки держатся в секрете. Но известно, что сокуровское освобождение спектакля от исполнительских штампов, в том числе в жестах и мимике, вовсе не переходит в авангардизм.  

Напротив, режиссер трепетно относится к авторскому замыслу, тексту и музыке. Он подчеркивает: «Музыка - часть моей жизни». Скрупулезная нюансировка эмоций характерна и для самого Мусоргского - замечательного «драматурга в музыке», и для Сокурова как кинорежиссера (его называют последователем Андрея Тарковского). Что касается десакрализации власти, исследования ее психологической изнанки - любимого лейтмотива Сокурова, то и в этом есть «совпадение» с «Борисом Годуновым».

Интересно, что пушкинский конфликт кинорежиссер трактует как «поединок сильных личностей». В бесчисленных интерпретациях одной из самых известных (и, пожалуй, «заезженных») русских опер постановщики нередко акцентируют в первую очередь слабости самого Годунова и его противников. Сокуров же подчеркивает, что русский царь, наследник трона Ивана Грозного, встречает смерть «без страха».   

Мастер, снявший фильм о трех веках истории России - «Русский ковчег» (2002) - единым планом, без остановки камеры, перенес свой метод на сцену Большого. Сценическое действие станет почти непрерывным, без пауз, и визуально единым. Сценографом Юрием Купером созданы многослойные декорации - для мягких, постепенных смен картин - и видеопроекции, оживляющие занавесы.

Если говорить о музыкальном единстве произведения, то дирижер Александр Ведерников (он же - музыкальный руководитель Большого) славится умением видеть авторский замысел во всем масштабе и целостности. Его трактовки партитур - последовательные и уважительные по отношению к оригиналу.  

Александр Сокуров всегда детально прорабатывает световые решения, виртуозно владеет игрой полутонов. Не случайно его называют «живописцем в кино». Весьма показательно, что для нового «Бориса Годунова» решили закупить дорогое световое оборудование. Костюмы - а их 900 - создавал Павел Каплевич, художник модный, опытный и вдумчивый.     

Сокуров давно мечтал поставить оперу. Ему, лауреату множества премий, включенному Европейской киноакадемией в число 100 лучших режиссеров мира, поступали предложения из многих зарубежных театров. Ставить в Большом Сокурова позвал дирижер и замечательный виолончелист Мстислав Ростропович. И все же кинорежиссер слегка разочарован, что ставит на Новой, «экспериментальной» сцене Большого. На ней идут спектакли молодых постановщиков, частью - спорные, чересчур эпатажные в своем авангардизме. Но дело даже не в этом, а в технических возможностях. А они у Старой (реконструируемой) сцены - в применении к спектаклям-гигантам типа «Бориса Годунова» - все-таки больше.

Сокуров признается, что делает прежде всего спектакль. А он «больше, чем опера». Скептики уже готовят возможные претензии. Впрочем, каковы бы они ни были, новый «Борис Годунов» будет как минимум нетривиальным.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала