Артос - символ пострадавшего Иисуса, истинного хлеба жизни
Вот так, а́ртос, с ударением на первом слоге, звучит церковный термин, означающий общий всем членам Церкви освященный хлеб, просфору всецелую (он и похож по виду на очень большую просфору). На протяжении всей Светлой седмицы артос занимал в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения господня, а сегодня, в Великую субботу, его специальным образом разделят и в заключение пасхальных торжеств раздадут верующим.
Происхождение слова греческое, в переводе означает квасной хлеб. Церковная история артоса такова: после Вознесения Иисуса Христа его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о Нем, припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых, а, готовя обыкновенную трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова класть в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас истинным хлебом жизни.
Как и на обычной просфоре, на артосе сверху есть печать. Это или крест, увенчанный тернием, - знамение победы над смертью, или образ Воскресения Христова.
В церквях в первый день Святой Пасхи артос ставят на специальный стол у Царских врат. Священник читает над ним особую молитву, после чего трижды окропляет святой водой. Освященный артос оставляют перед образом Спасителя, где он лежит в течение всей Пасхальной недели и каждый день, по окончании Литургии, с ним торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В Светлую субботу, в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, употребляют только в особых случаях, например при болезни, и всегда со словами «Христос Воскресе!» Дома артос хранят в святом углу, возле икон. Испортившийся артос принято сжигать или пускать по реке с чистой водой.
Разновидностью артоса на нижней степени освящения является пасхальный кулич, представляющий собой церковно-обрядовую пищу, а вовсе не гастрономическую роскошь.