Георгий Мирский, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, для РИА Новости.
Ситуация в Иране обсуждается в последнее время в двух аспектах. Первый - действительно ли иранцы приближаются к созданию атомной бомбы, второй - собираются ли американцы начать войну в Иране.
Для обогащения урана до 90% и создания в течение года атомной бомбы, достаточно несколько тысяч центрифуг. Ранее иранцы сообщали о планах довести их количество на заводе в Натанзе до трех тысяч, а на следующий день после празднования Национального дня ядерных технологий (9 апреля), вице-президент Ирана, глава организации по атомной энергии Голямреза Агазаде заявил, что в планах запуск в эксплуатацию 50 тысяч центрифуг.
Тем не менее, чиновники МАГАТЭ неоднократно заявляли, что доказать стремление Ирана создать собственное ядерное оружие невозможно. И вряд ли эта ситуация изменится. Однако косвенные признаки, которые позволяют считать, что иранцы действительно развивают отнюдь не мирную атомную энергетику, все равно есть.
Россия еще в 2005 году предложила Ирану проводить обогащение урана на своей территории, гарантируя при этом, что иранские атомные реакторы будут полностью загружены ядерным топливом. Тегеран эту идею отклонил, также как и пакет предложений постоянных членов СБ ООН и Германии. Напомним, что Ирану обещали содействие при вступлении в ВТО, помощь в создании атомных электростанций, и поставку новых запчастей для изношенных гражданских самолетов, если он откажется от обогащения урана. Казалось бы, заманчивое предложение, почему Иран от него отказывается? И в том и в другом случае причина одна - нежелание внешнего контроля над процессом обогащения урана. Похоже, что Иран всего лишь тянет время на переговорах с тем, чтобы получить возможность начать обогащение урана на уровне необходимом для создания бомбы.
Но при этом очевидно, что Ирану бомба не нужна. Ее просто не на кого сбрасывать - США далеко, а в Израиле жертвами могут стать не только евреи, но и арабы, живущие, как на израильской, так и на палестинской территории. Большинство из них - мусульмане. Может ли Исламская республика Иран, претендующая на то, чтобы стать лидером всего мусульманского мира, пойти на убийство миллионов своих единоверцев? Очевидно, что нет. Поэтому практическое применение бомбы невозможно. Скорее всего, Тегеран просто решил достигнуть так называемого уровня «пяти минутной готовности», т.е. остановиться в одном шаге до создания бомбы. Это позволит иранскому руководству добиться небывалого авторитета в глазах населения страны, занять доминирующие позиции в мусульманском мире и диктовать свои условия Западу.
Впрочем, уже сейчас Иран разговаривает со всеми с позиции силы, так как чувствует себя неуязвимым, не боится нападения со стороны США. Наземная военная операция невозможна, так как американцы завязли в Ираке. А точечные, ограниченные удары по ядерным объектам даже если и отбросят на несколько лет назад иранскую ядерную программу, то все равно не приведут к смене режима.
Кроме того, вряд ли иранцы оставят американские удары без ответа. Они могут атаковать нефтяные поля соседних стран, военные базы США в регионе. Обернется это и катастрофой для США в Ираке, так как против них восстанут все иракские шииты, которые до сих пор худо-бедно, но сотрудничают с американцами. Это приведет к поражению Республиканской партии США на выборах, предстоящих в 2008 году. Речь не только о президентстве, но и о сенаторских и губернаторских постах. И, несмотря на то, что соблазн у Джорджа Буша нанести удар по Ирану может быть велик, он не диктатор, чтобы не считаться с общественным мнением и губить свою партию.
Не боятся иранцы и санкций. Те, которые оговариваются в уже принятых резолюциях СБ ООН, не слишком эффективны. Они доставляют неудобства, но не наносят большого ущерба стране. Действительно убийственным для Ирана могло бы стать только эмбарго на экспорт нефти и газа. Но это вряд ли реально, никто кроме американцев не будет настаивать на такой мере, и в Тегеране это понимают.
Поэтому иранцы могут спокойно заявлять, что не собираются даже думать о выполнении условий международного сообщества и приостанавливать обогащение урана.
Вопрос - что делать после того, как пройдет 60 дней с момента принятия последней резолюции СБ ООН по Ирану (№1747 от 24 марта). Логичным было бы принять еще более жесткую резолюцию, но существуют опасения, что в ответ Иран может прервать свое членство МАГАТЭ и уже без полного контроля обогащать уран.
Но может стоит и рискнуть? Инвестиции нужны иранцам, как воздух. Без них отрасли промышленности не отвечают потребностям страны. К примеру, уже сейчас Ирану, чьи запасы нефти одни из самых больших в мире, приходится импортировать 40% потребляемого бензина. И постепенная экономическая изоляция Ирана могла бы быть эффективна. Возможно, что тогда иранские власти пошли бы на попятный и отказались от своих ядерных амбиций. Но и тогда они смогли бы сохранить лицо, объявив, что и не собирались создавать бомбу, а лишь добивались новых льгот и привилегий для развития мирной атомной энергетики. «Нас не могли поставить на колени, и мы победили», - скажет иранское руководство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции