Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ - РИА Новости, Москва.
Совсем скоро, уже в весеннюю навигацию текущего года по Северному морскому пути пройдет новый российский ледокол. Совпадение, может быть, и случайное, но достаточно символичное: в четверг 22 марта президент России Владимир Путин подписал указ о создании "Объединенной судостроительной корпорации", а на следующий день в состав Российского торгового флота вошел самый мощный в мире атомный ледокол "50 лет Победы".
Его строительство шло долгих 18 лет. Амбициозный проект советских инженеров воплощать в жизнь пришлось уже российским судостроителям. Будучи еще и.о. президента России, Владимир Путин на одном из совещаний заявил, что Северный морской путь останется главным средством реализации приоритетов государственной политики на севере России. Глава государства подчеркнул особое значение для России ледокольного флота и тогда же дал поручение Минфину изыскать средства на завершение строительства ледокола "50 лет Победы".
Ледокол (первоначально он назывался "Урал") стал шестым в серии второго поколения типа "Сибирь" и четвертым из строящихся по модернизированному проекту. Серию модернизированных атомоходов открыл ледокол "Арктика". Он был сдан в эксплуатацию в 1985 г. Следующим стал "Советский Союз". Затем началось строительство "Ямала" (первое название - "Октябрьская революция"), который передали заказчику в 1992 г. Затем, в 1993 г., был спущен на воду, но поплыл, или, как говорят моряки, пошел только спустя почти 14 лет, ледокол "50 лет Победы". Он стал последним ледоколом второго поколения.
Россия - единственная страна в мире, имеющая флот гражданских атомных судов. Ледоколы с ядерными энергетическими установками успешно работают в Арктике уже более 40 лет. Проект первой реакторной установки для атомохода "Ленин" был разработан еще в 1954-1956 гг., а в 1959 г. судно введено в эксплуатацию. В 1975-1992 гг. построены еще 7 ледоколов и океанский атомный лихтеровоз. Однако в 1989 г. ледокол "Ленин", а в 1993 г. первый ледокол второго поколения "Сибирь" были выведены из эксплуатации. После выполнения ремонтных работ удалось продлить срок эксплуатации "Арктики". Приобретенный в ходе этих работ опыт, возможно, позволит вернуть в строй и "Сибирь". Однако все эти усилия помогут оставить ледоколы в Арктике лишь до 2012-2015 гг. Поэтому уже сегодня должен решаться вопрос о строительстве новых ледоколов, которые придут на смену ныне действующим.
В ближайшие годы Северный морской путь станет одним из интенсивных и востребованных путей перевозок грузов из Европы в Азию. Если расстояние, проходимое судами от Мурманска до Иокогамы через Суэцкий канал, составляет 12 840 миль, то Северным морским путем - 5770 миль. От порта Роттердам до Японии через Суэцкий канал 11 250 миль, а по северу - 7350 миль. В эффективности Севморпути убедилась специальная экспедиция, профинансированная странами Северной Европы.
Северный морской путь - важнейшее звено и в освоении и добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе России в Ледовитом океане. В настоящее время здесь разведано 62,5 трлн. куб. метров газа, 9 млрд. т нефти в морях и 3,5 млрд. т на берегу, что составляет 25% мировых запасов углеводородов. Только с Приразломного нефтяного месторождения в Печорской губе планируется вывозить ежегодно до 7 млн. т нефти. Велики запасы природного газа на Штокмановском газоконденсатном месторождении в Баренцевом море, месторождениях в Карском море и море Лаптевых.
Однако только поддержанием на должном уровне ледокольного флота освоение северного морского шельфа не обеспечить. Сегодня перед Россией стоит масштабная задача строительства специальных судов и для транспортировки углеводородов. Согласно расчетам Правительства России в течение ближайших 23 лет - с 2007 по 2030 г. - по программам освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа стране понадобится до 40 морских ледостойких буровых нефтедобывающих платформ; до 14 морских платформ для добычи газа; до 55 танкеров ледового класса и танкеров-накопителей; до 20 газовозов ледового класса, которые челночным способом будут доставлять добытое топливо до потребителей в России и за границей.
Основная проблема в реализации этих планов - отсутствие необходимых мощностей для производства гражданских судов. Чтобы увеличить их выпуск, и возникла надобность в Объединенной судостроительной корпорации. "Беду в судостроении" руководство России намерено исправить с помощью трех крупных холдингов, которые будут окончательно сформированы к концу 2007 г., и составят основу "Объединенной судостроительной корпорации". В частности, "Северный холдинг" должен освоить производство судов и плавучих платформ для освоения морского шельфа. Корпорация будет ориентирована, в отличие, например, от авиапрома, в большей степени на внутренний рынок. По прикидкам Минпромэнерго, объем производства отрасли к 2015 г. должен увеличиться более чем в два раза. При этом доля гражданского судостроения в нем составит не менее трети.
Не секрет, что предлагаемая схема возрождения будет стоить больших денег. Однако другой альтернативы у России нет: если военное судостроение еще находится в более-менее приличном состоянии, то гражданское почти потеряно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции