Алексей Шурубович, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН.
На днях Москва и Минск подписали топливно-энергетический баланс Союзного государства на 2007 год. В соответствии с этим документом Россия обещает поставить Белоруссии 21,2 млрд. кубометров газа и 17,6 млн. тонн нефти.
Для Белоруссии - страны, имеющей динамичную экономику и в то же время испытывающей острую нехватку собственных топливно-энергетических ресурсов, обеспечение энергетической безопасности имеет стратегическое значение и является одной из важнейших национальных задач.
Потребление топливно-энергетических ресурсов в этой стране находится на достаточно высоком уровне (35 млн. тонн условного топлива в год), а энергоемкость ее ВВП - вдвое выше, чем в развитых странах. И практически весь потребляемый в республике газ, а также большая часть нефти ввозятся из одной страны - России. Зависимость от единственного поставщика, безусловно, подрывает энергетическую безопасность страны и вносит некоторую неопределенность в перспективы ее экономического развития.
Руководство Белоруссии уделяет этим вопросам большое внимание, при этом особое значение придается энергосбережению и использованию местных видов топлива. И здесь уже достигнуты определенные успехи: в 2006 году потребление энергии в стране возросло на 3,5% при том, что ВВП увеличился почти на 10%; удельный расход топлива сократился примерно на 4%. Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусматривает снижение энергоемкости ВВП за этот срок не менее чем на 25% к уровню 2005 г.
Использование дров в республике в 2006 году увеличилось на 27%, отходов лесозаготовки и деревообработки - на 140%. На юго-востоке (в Гомельской области) разведаны новые месторождения нефти и нефтяного газа. К 2010 г. намечается увеличить долю местных видов топлива в энергетическом балансе страны как минимум до 25%. Увеличение к этому сроку добычи торфа до 3,25 млн. тонн позволит, как предполагается, получить 1,2 млн. тонн условного топлива, рост использования древесины - еще 3 млн. тонн, что в общей сложности составит около 10% общего энергобаланса Белоруссии.
Газовый и нефтяной кризисы в отношениях с Россией в конце 2006 - начале 2007 гг. еще более обострили проблему энергетической безопасности РБ. Как известно, цена газа, поставляемого из России в Белоруссию, возросла с 46,68 долл. за тысячу кубометров до 100 долл.; к 2011 г. цена газа должна поэтапно достичь среднеевропейского уровня. Двустороннее соглашение предусматривает также продажу «Газпрому» 50% акций белорусской газотранспортной компании «Белтрансгаз» за 2,5 млрд. долл., которые должны быть выплачены четырьмя равными долями в течение 4 лет, и повышение платы за транзит российского газа с 0,75 до 1,45 долл. за транспортировку тысячи кубометров газа на расстояние 100 км. Таким образом, уже в 2007 г. расходы Белоруссии на импорт российского газа в объеме более 20 млрд. куб. м увеличатся на 1 млрд. долл. Выручка от продажи части акций «Белтрансгаза» и увеличившаяся плата за транзит газа не смогут полностью компенсировать потери Белоруссии.
Введение экспортной пошлины на поставляемую в РБ российскую нефть в размере 53 долл. за тонну и повышение Белоруссией экспортной пошлины на нефтепродукты до российского уровня сделали невыгодным экспорт нефти из России и ее переработку на белорусских заводах. В результате уже в первые месяцы 2007 г. поставки нефти в РБ значительно сократились.
В целом новые условия российских поставок привели к заметному росту цен на энергоресурсы для белорусских предприятий. Цены на природный газ в начале 2007 г. увеличились для них почти на 90%, на тепло - более чем на 40%, на электроэнергию - на 20% с лишним. Все это потребовало внесения серьезных изменений в государственную политику в области энергообеспечения и энергетической безопасности.
Руководством РБ, в частности, поставлена задача диверсификации внешних источников энергоснабжения в целях уменьшения зависимости от монопольного поставщика - России. К 2020 г. Белоруссия должна будет закупать из одной страны не более 65% потребляемых энергоресурсов. Предполагается получать не менее 20% импортируемой нефти из третьих стран, через порты Черного и Балтийского морей. Белоруссия весьма заинтересована в получении каспийской нефти из Азербайджана, о чем велись переговоры во время визита в Минск президента Азербайджана Алиева осенью 2006 г. Однако, по мнению экспертов, перспективы поставок каспийской нефти в Белоруссию достаточно туманны. Эта нефть будет для Белоруссии гораздо дороже российской ввиду более высокой экспортной пошлины и значительных транспортных издержек. Поставки нефти из Азербайджана в Белоруссию трудноосуществимы технически; к тому же эта идея пока не нашла поддержки у азербайджанского руководства. Еще более проблематичной представляется организация поставок нефти из таких стран как Иран и Венесуэла, которая также рассматривается в Белоруссии.
Возможность увеличения числа поставщиков природного газа в Белоруссию, как считают специалисты, является чисто гипотетической. Кроме России, страна реально может получать газ (и то в небольшом количестве) только от Украины, которая сама испытывает проблемы с газообеспечением.
Сейчас руководством Белоруссии принято решение построить атомную электростанцию, что имеет принципиальное значение. После Чернобыльской аварии развитие атомной энергетики не ставилось в Белоруссии в повестку дня, и нынешние планы говорят о радикальном изменении подхода к этому вопросу. Предполагается, что именно строительство АЭС поможет кардинально решить энергетическую проблему страны.
Сооружение АЭС, которую запланировано разместить в Могилевской области, начнется в 2008 г. и обойдется Белоруссии в 2,5-3 млрд. долл. Первый блок должен быть сдан в 2014 г., второй - в 2016 г. К строительству АЭС намечается привлечь иностранные предприятия (предположительно российские или французские). По имеющимся оценкам, два действующих блока АЭС позволят экономить 4,5-5 млрд. кубометров газа в год.
Важным преимуществом атомной энергетики является дешевизна топлива: ядерное топливо дешевле природного газа в 2,5 раза.
Обновленная концепция энергетической безопасности Белоруссии предусматривает также увеличение доли угля в топливном балансе. Намечается использовать бурый уголь, запасы которого в РБ достаточно велики, и для выработки моторного топлива, и для сжигания на электростанциях. В планах правительства - строительство одной мощной (на 600 МВт) и двух относительно небольших электростанций, работающих на угле. Рассматривается вариант перевода с газа на уголь чрезвычайно энергоемких цементных производств.
В топливно-энергетическом балансе Белоруссии в предстоящие годы будут, как предполагается, присутствовать лигнин, ветро- и гидроэнергия, а также - в небольших размерах - навоз, бытовой органический мусор, растительное сырье. Для страховки от непредвиденных обстоятельств планируется увеличить мощности подземных хранилищ газа до 2-3 млрд. куб. м, что даст месячный «запас прочности».
Уже в ближайшее время каждому белорусскому предприятию будут установлены новые нормы по экономии ресурсов. Оплата труда руководителей государственных органов с 1 июня 2007 г. будет зависеть от выполнения показателей по ресурсосбережению.
Хотя очевидно, что эти меры не смогут радикально уменьшить зависимость страны от российских энергоносителей. Даже по официальным прогнозам, доля импортных энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе РБ в 2010 г. будет достигать 75%. Поэтому решение энергетических проблем Белоруссии в ближайшие годы по-прежнему будет определяться прежде всего взаимодействием с Россией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции