231 год назад (1776) назад в Москве основан Большой театр
28 марта 1776 года московский губернатор Петр Урусов получил правительственную привилегию «содержать ему театральные всякого рода представления». Этот день считается датой основания Большого театра в Москве. Труппа театра вначале была невелика: 13 актеров, 9 актрис, 4 танцовщицы, 3 танцора с балетмейстером и 13 музыкантов. Труппа была единой - одни и те же актеры участвовали в драме, опере и балете. С 1776 года спектакли ставились в доме графа Воронцова на Знаменке. В 1780 театр перешел в здание , построенное на углу улицы Петровки и стал именоваться Петровским. Это был первый в Москве постоянный театр, но в 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли ставились на различных театральных площадках. В начале 20-х годов XIX века Петровская площадь (ныне Театральная ) была полностью перестроена в стиле классицизма по замыслу архитектора Осипа Бове. По его же проекту в 1824 году было построено и новое здание Большого театра на месте бывшего Петровского. Но 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и здание театра. Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом. 20 августа 1856 года восстановленный Большой театр был открыт. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр О.Бове, погибла при пожаре. Для создания новой А. Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта , автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. П.Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.
162 года назад (1845) родился Павел Михайлович ГОЛУБИЦКИЙ, русский изобретатель в области телефонной связи, создал первый оригинальный телефон
Первую попытку создания телефона сделал немецкий физик Филипп Рейс, который в 1861 году изобрел прибор, передающий музыкальные звуки. А ровно через 15 лет американский преподаватель Грэхем Белл продемонстрировал электрический телефонный аппарат, который достаточно точно воспроизводил звучание человеческого голоса. Блейк организовал телефонную связь во многих городах мира. Однако она оказалась низкокачественной, и в 1883 году на Мюнхенской электротехнической выставке официальная экспертиза вынуждена была признать, что телефон «пригоден для передачи звуков только на расстояния до десяти километров». Конструкции многополюсных телефонов, успешно выдержавших испытания при переговорах на расстояния, превышающие 350 километров, впервые создал русский физик Павел Михайлович Голубицкий, выходец из Калуги. В 1883 году он проанализировал причины неудовлетворительной работы телефонной связи и обнаружил, что низкая чувствительность и неустойчивость работы телефона объясняются расположением магнита одним полюсом против центра мембраны, поскольку именно в центре мембраны образуется узел колебаний. Простейший из созданных Голубицким телефонов - с двумя полюсами, расположенными эксцентрично относительно центра мембраны, прочно вошел в эксплуатацию. В 1883 году во Франции успешно прошла проверка аппаратов Голубицкого на линии Париж - Нанси. Русский изобретатель получил извещение, что комиссия французского морского министерства признала его телефоны непревзойденными. В том же году Голубицкий установил свои аппараты на Николаевской железной дороге, где они использовались для передачи служебных распоряжений, а в 1884 году там же начал испытания поездного телефона, позволявшего при остановке поезда в любом пункте связываться по нему с железнодорожными станциями. Испытания прошли успешно, и на Николаевской было установлено 10 аппаратов. Телефонизированы были также станции на участке Москва - Подольск. Голубицкий изобрел микрофоны с угольным порошком, микрофон с гребенчатым положением углей. Внедрение этих изобретений в практику позволило к началу ХХ века завершить процесс формирования надежных телефонных аппаратов. Павел Голубицкий создал также звукозаписывающий телефон-фонограф, настольные телефонные аппараты, объединил микрофон и телефон в одну трубку, изобрел телефонную гарнитуру с оголовьем для телефонистов. Очень важным было изобретение Голубицким системы централизованного питания телефонной линии (система центральной батареи - ЦБ), она открыла возможность создания телефонных станций больших емкостей. Эта система впервые была применена в Париже. В России она была введена в эксплуатацию в 1904 году в Москве и Петербурге на новых телефонных станциях
126 лет назад (1881) умер Модест Петрович МУСОРГСКИЙ, русский композитор
Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Происходил из старинного дворянского рода. В раннем детстве обучался игре на фортепиано под руководством матери, к тому же времени относятся первые опыты его музыкальной импровизации. С 1849 года постоянно жил в Петербурге. Учился в Петропавловской школе, затем - в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки у пианиста Антона Герке. В 1852 году издано первое сочинение Мусоргского - полька «Подпрапорщик» для фортепиано. Решающее воздействие на художественное развитие Мусоргского оказало знакомство с А.С.Даргомыжским, М.А.Балакиревым (под руководством последнего Мусоргский начал серьезно заниматься композицией), В.В.Стасовым. Мусоргский становится постоянным участником Балакиревского кружка - «Могучей кучки», провозгласившего своей целью борьбу за национальное искусство. Уже в сочинениях конца 1850-х - начала 1860-х годов (хоровые произведения, оркестровые, фортепьянные пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. К середине 1860-х годов Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н.А.Некрасова, А.Н.Островского и др.): «Светик Савишна», «Калистрат», «Колыбельная Еремушке», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист», которые, являясь «этюдами» к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры. Главное место в творческих исканиях Мусоргского занимала опера. В 1863-1865 годах он работал над оперой «Саламбо» (по роману Г.Флобера, не окончена). Смелым экспериментом в области декламационной оперы явилась его «Женитьба» (на неизмененный текст комедии Н.В.Гоголя, не окончена). Эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших творений - народной музыкальной драмы «Борис Годунов» (по А.С. Пушкину и Н.М.Карамзину, 1868-1869). Первоначально не принятая Дирекцией императорских театров, опера была поставлена лишь в 1874 году. В 1870-х годах Мусоргский работал над народной музыкальной драмой «Хованщина» (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского) и одновременно над лирико-комедийной оперой «Сорочинская ярмарка» по повести Н.В.Гоголя. В эти же годы созданы вокальные циклы на слова А.А.Голенищева-Кутузова «Без солнца», «Песни и пляски смерти», а также «Детская» (слова Мусоргского), романсы на слова А.К.Толстого, фортепьянный цикл «Картинки с выставки». В 1879 году Мусоргский совершил концертную поездку по югу, которая принесла ему много новых и ярких впечатлений. Тогда же была написана знаменитая «Песня о блохе». В феврале 1881 года Мусоргского разбил паралич. Скончался он 28 марта в военном госпитале. В некрологе Стасов писал: « Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта. Как далеко еще до старческих годов и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!». Мусоргский вошел в историю мирового музыкального искусства как гениально одаренный музыкант-новатор, гуманист и демократ, рассматривавший свою деятельность как один из видов активного служения народу средствами искусства. Характерные черты его творчества - самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание выразительности с изобразительностью, психологическая проницательность, своеобразие музыкального языка, синтезирующего речевое начало с песенным. Творчество Мусоргского оказало огромное влияние на развитие отечественной и зарубежной музыкальный культуры.
139 лет назад (1868) родился Максим ГОРЬКИЙ (Алексей Максимович Пешков), писатель, общественный деятель, публицист
Алексей Пешков родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Родители умерли рано, и детство писателя прошло в доме деда Василия Каширина. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»). Летом 1884 года шестнадцатилетний Алексей Пешков едет в Казань в надежде поступить в университет. Однако за недостатком средств он ограничивается активным общением со студентами, посещениями кружков самообразования, сходок, зарабатывая в то же время себе на жизнь поденной работой - был чернорабочим, грузчиком, пекарем. Неустройство в быту, личные неурядицы приводят Горького к душевному кризису, завершившемуся попыткой самоубийства (декабрь 1887 года). С лета 1888 по октябрь 1892 года происходят знаменитые впоследствии странствия Пешкова «по Руси». За четыре года Горький исходил всю Южную Россию - от Астрахани до Москвы, побывал в Южной Бесарабии, Крыму и на Кавказе. Он батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских. Однако кочевой образ жизни не препятствовал стремлению Горького к творчеству, общественно-политическим и философским проблемам. В эти годы Горький приобретает немало знакомств в среде творческой интеллигенции, переживает увлечение народничеством, толстовством и социал-демократическими учениями, пишет стихи и прозу. В сентябре 1892 года в газете «Кавказ» (Тифлис) появляется его рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом «М.Горький». В романе «Мать» (1906-1907) Горький сочувственно показал нарастание революционного движения в России. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса «На дне», 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека. В «окуровском» цикле (роман «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910-111) поведал о пассивности, косности уездной русской жизни, проникновении в нее революционных настроений.
До 1909 года Горький ближе всего стоял к большевикам. В 1909 году, благодаря своей симпатии к «впередовцам» и «богостроителям», несколько разошелся с Лениным. После февральской революции основал, вместе с рядом левых социал-демократических публицистов и литераторов, интернационалистическую газету «Новая жизнь», которая стала объединяющим центром своеобразного течения в социал-демократической партии, получившего название «новожизненского». Октябрьскую революцию «Новая жизнь» и сам Горький встретили с нескрываемым пессимизмом, пророчествуя ее скорый провал. В первые недели и месяцы после Октября выступил с рядом статей под общим заголовком «Несвоевременные мысли», в которых резко критиковал взятый Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия. Выступил в защиту контрреволюционной буржуазной прессы, находя, что именно особенности переходного периода требуют свободного соревнования различных политических партий. В 1919 году Горький становится в ряды горячих и искренних защитников Советской власти. В 1922 году выступал в защиту эсеров. С 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л.М.Леонов, В.В.Иванов, А.А.Фадеев, И.Э.Бабель). Написал цикл «Рассказы 1922-1924 годов», «Заметки из дневника», роман «Дело Артамоновых». С 1925 года Горький начинает работу над исторической эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (первоначальное название - «Сорок лет»), которая, по замыслу писателя, должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции. Работа над эпопеей продолжалась до смерти Горького; замысел остался до конца не осуществленным.
В мае 1928 года Горький возвращается в СССР и все лето путешествует по стране (Курск, Харьков, Днепрострой, Запорожье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Тифлис, Коджори, Ереван, Владикавказ, Сталинград, Самара, Казань, Нижний Новгород). Впечатления об этих поездках собраны в книгу «По Союзу Советов» (1929). В 1933 году Горький возвращается в Москву. По его инициативе организуются журнал «Наши достижения» (1929-1936) и «Литературная учеба» (1930-1941), издание «История фабрик и заводов», выпустившее в 1931-1933 годах около 250 книг различного характера, издание «История гражданской войны», выпускается литературно-художественный альманах, создается серия «Библиотека поэта». Горький сыграл ключевую роль в образовании Союза советских писателей, явившись организатором и председателем I Всесоюзного съезда советских писателей (1934). По инициативе Горького был основан Литературный институт, затем названный его именем. Умер Максим Горький 18 июня 1936 года. Его смерть всегда была овеяна слухами и легендами. Еще во времена сталинских репрессий официальной стала версия о том, что великого пролетарского писателя якобы «залечили до смерти» врачи-убийцы. Впоследствии, еще в советские годы, версия потихоньку была предана забвению. Сейчас версия об убийстве Горького (и об убийстве его сына Максима в мае 1934 года) остается предметом дискуссии.
82 года назад (1925) родился Иннокентий Михайлович СМОКТУНОВСКИЙ, актер, народный артист СССР
Иннокентий Смоктуновский родился в деревне Татьяновка Томской области в рабочей семье. В 1929 году его семья переехала в Красноярск. После окончания школы учился в школе киномехаников. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию; попал в Киевское пехотное училище, в 1943 году отправился на фронт, где участвовал в боях на Курской дуге, форсировал Днепр. В декабре 1943 года попал в плен, бежал, воевал вместе с партизанами, а потом с действующей армией дошел до Берлина. В 1945-1946 годах учился в студии Красноярского театра. По окончании студии Смоктуновский играл в провинциальных театрах. С 1955 года показывался во многих театрах Москвы, неизменно получая отказ. Главный свой театральный творческий взлет пережил в конце 1950-х годов, сыграв князя Мышкина на сцене БДТ, куда его пригласил Георгий Товстоногов. Роль Мышкина была признана целой эпохой в творчестве артиста, с этой роли началась настоящая актерская биография Смоктуновского. Восхождение Иннокентия Смоктуновского к вершинам кинославы началось с фильма Михаила Ромма «Девять дней одного года». Еще больший успех ожидал актера с выходом в 1964 году «Гамлета», поставленного Григорием Козинцевым, причем Гамлета Смоктуновского в Англии многие критики ставили выше Гамлета в исполнении Лоуренса Оливье. Незаурядный комический дар артиста открылся в роли Деточкина в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Почти каждая его работа становилась событием: Пал Палыч («Ночной гость»), Войницкий («Дядя Ваня»), Моисей Моисеевич («Степь»), Сальери и Барон («Маленькие трагедии»), Плюшкин (телефильм «Мертвые души»), портной Исаак («Дамский портной»). Умер Иннокентий Смоктуновский 3 августа 1994 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.