Всемирно известный виолончелист, дирижер, народный артист СССР Мстислав Леопольдович Ростропович отмечает 27 марта свой восьмидесятилетний юбилей. Гражданин Мира, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО, почетный гражданин многих городов мира, - этот человек за свою жизнь сделал огромное количество добрых дел, искренне, не ожидая вознаграждения. Но вознаграждение есть - миллионы людей во всем мире с замиранием сердца слушают звуки его виолончели.
Родился Мстислав Ростропович в музыкальной семье, так что выбор его был, в некоторой степени, предопределен генами: отец - виолончелист, заслуженный артист РСФСР, профессор, мать - пианистка. Ректор консерватории Виссарион Шебалин знал Ростроповича с малых лет. Тем не менее, карьера его началась отнюдь не с обучения в консерватории, а гораздо раньше.
Первое выступление состоялось в 12 лет, когда он в сопровождении симфонического оркестра сыграл концерт Сен-Санса. Потом было обучение в школе имени Гнесиных, война, эвакуация... Когда в середине 42-го года отец Мстислава Леопольдовича умер от сердечного приступа, 15-летний мальчик фактически стал главой семьи; кроме того, он заменил отца и на работе: стал преподавателем, артистом концертно-эстрадного бюро, с артистическими бригадами объездил всю область.
В 1943 году ректор консерватории помог переехать в Москву. Именно тогда окончивший 8 классов Ростропович попадает сразу на два факультета: композиторский и в класс виолончели. Но главное - возможность учиться у Шостаковича.. Как вспоминал Мстислав Леопольдович позже, "у него был полный класс. Я тогда действительно мечтал с ним познакомиться, но триумф его Симфонии №7 сделал его класс переполненным абсолютно. Тогда я попросил профессора Козолупова (преподавателя по классу виолончели - прим. ред.), чтобы он упросил Шостаковича посмотреть мою партитуру первого фортепианного концерта. Шостакович согласился".
После того, как Ростропович виртуозно сыграл свое произведение, Шостакович спросил, не хочет ли он заниматься "в классе по инструментовке"? Конечно! Позднее Ростропович предпочтет занятия с Шостаковичем и композиторскому. Музыку он больше не писал, объясняя это тем, что помнит впечатления, которые произвела Восьмая симфония Шостаковича с первой репетиции. "Я помню, что тогда тоже пытался сочинять свою симфонию и когда после репетиции я посмотрел на свое сочинение, то понял, что не могу продолжать. Шостакович остановил меня своей Восьмой симфонией. Я перестал сочинять музыку. Все. С тех пор я, слава Богу, не сочинил ни одной ноты", - рассказывал он в интервью.
В 1955 году Ростропович знакомится с оперной певицей Галиной Вишневской. Эта встреча и последующие четыре дня изменили жизнь двух людей: они вместе вот уже почти 52 года. По его собственному рассказу, корреспондент журнала "Ридерз Дайджест", как-то спросил: "Скажите, а это правда, что вы женились на женщине через четыре дня после знакомства?", а в ответ услышал: "Правда!" Тогда он спросил: "А что вы думаете по этому поводу теперь?". "Думаю, что потерял четыре дня!" - этот ответ был признан лучшим, за что виолончелист был премирован чеком на 40 долларов.
Многое в жизни Ростроповича связано с Александром Солженицыным. В конце 60-х годов, когда писателя высылали из страны, виолончелист написал открытое письмо в газету "Правда" с защитой своего друга Солженицына. Ростроповича могли арестовать, но "всего лишь" лишили его и его супругу Галину Вишневскую гражданства и выслали из страны. Уже после возвращения его в Россию, в интервью он признавался: "Лучшее, что я сделал в жизни - это, наверное, даже не музыка, а письмо в "Правду" - с этого момента моя совесть была чиста".
Александр Солженицын с теплом вспоминал, как Ростропович помогал ему скрываться, в опубликованных в 1996 году очерках "Бодался теленок с дубом" он писал: "Не помню, кто мне в жизни сделал больший подарок, чем Ростропович этим приютом. Еще в прошлом, 68-м, году он меня звал, да я как-то боялся стеснить. А в этом - нельзя было переехать и устроиться уместней и своевременней. Что б я делал сейчас в рязанском капкане? где бы скитался в спертом грохоте Москвы? Надолго бы еще хватило моей твердости? А здесь, в несравнимой тишине спецзоны (у них ни репродукторы не орут, ни трактора не рычат), под чистыми деревьями и чистыми звездами, - легко быть непреклонным, легко быть спокойным... В ту осень он охранял меня так, чтоб я не знал, что земля разверзается, что градовая туча ползет. Уже был приказ посылать наряд милиции - меня выселять, а я не знал ничего, спокойно погуливал по аллейкам".
Несмотря на то, что Родина поступила тогда с Ростроповичем не лучшим образом, он признается: "Я ни одну страну мира не люблю так, как люблю Россию, поэтому для меня не существует ни тех обид, которые мне были нанесены и даже не существует врагов. Я всех простил и всех благодарю... Ведь важно, как складывается наша жизнь. Я вернулся сюда в 1990 году с Национальным симфоническим оркестром Вашингтона, главным дирижером которого я пробыл 17 лет. Мы даже дали концерт на Красной площади. И я был счастлив, что все так замечательно кончилось".
Что удивительно, этот человек сознательно привлекает к себе внимание, зная, что таким образом внимание будет привлечено и к проблеме. Так было и с фондом в пользу детей, так было и с путчем 1991 года: "Я думал, что меня убьют, но зато весь мир узнает, что случилось в России", - вспоминал он.
В нижегородской области есть деревня Вача, в судьбе и жизни которой Ростропович и Галина Вишневская сыграли большую роль. Фонд, организованный в США, в Вашингтоне, открыл свое российское представительство именно там. Деревне была необходима больница и медицинское обслуживание, но, увы, по американским законам финансировать ее Ростропович не имел права. В результате, вместо того, чтобы тайно собирать деньги, виолончелист, наоборот, под свое всемирно известное имя привлекает крупнейших меценатов (Джимми Картера, Роналда Рейгана, отца Билла Гейтса...), и просто дарит, от своего имени самое современное медицинское оборудование, благодаря которому спасают десятки детей.
При подготовке материала также использована информация сайта Peoples.ru