Владимир Мытарев специально для РИА Новости
Бюджетное послание Президента Владимира Путина, как и многие другие финансовые документы этого года, появилось досрочно - в начале марта. Причина понятна. Идет работа над трехлетним бюджетом 2008-2100 года. Правительство рассмотрит проект, как ожидается, в ближайшие дни. Надо полагать, что дискуссий вокруг нового, необычного по формату главного финансового документа будет немало.
И дело не только в том, что надо утверждать основные социально-экономические параметры сразу на три года. В конце концов, память о пятилетках еще осталась, кое-кто из членов правительства проходил эту школу на практике и в состоянии произвести правильные расчеты. Просто в разы вырастает ответственность при определении приоритетов развития, что в бюджете будет определено и как приоритеты получения государственных средств. Вспомним, что в России грядут выборы, поэтому немудрено, что наши законодатели, а вслед за ними и представители исполнительных органов потребуют «свою» долю более горячо и настойчиво, нежели в обычные годы. И в этом смысле бюджетное послание президента, по традиции, становится отправной точкой при обсуждении, попыткой проранжировать интересы государства и общества, на которые следовало бы выделять миллиарды рублей.
Случайно или нет, но введение финансовой трехлетки совпало с этим процессом. Можно предположить, что министр финансов Алексей Кудрин решил подстраховаться и определить «лимиты» для депутатской щедрости в пределах трех ближайших лет. В этом можно усмотреть не только стремление Президента закрепить приоритеты нынешней экономической политики, но и дать возможность преемнику - а он появится в 2008 году - начать не с «белого листа», а с отчетливо выраженными приоритетами, детально проработанными национальными проектами и - самое главное - с более или менее очерченными источниками пополнения казны. К последним, безусловно, относится и Стабилизационный фонд, которому предстоит пережить очередное реформирование и, возможно, переименование, а также налоговая система, дающая поступления в бюджет.
Какие же приоритеты выделил президент Владимир Путин на 2008-2010 годы? Эксперты назвали десять основных пунктов. Среди них:
- превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования, за счет чего обеспечить снижение инфляции до уровня в 3 % в год;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета независимо от конъюнктуры сырьевых цен. Для этого Стабилизационный фонд предлагается преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений;
- переход от трехлетнего бюджетного планирования к более долгосрочному;
- безусловное исполнение расходных обязательств, какие-либо сокращения и изменения должны оговариваться до завершения формирования проекта бюджета;
- проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
- переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
- применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и эффективности бюджетных расходов;
- повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
- определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы, решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда и
- особое внимание опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.
Если сопоставить нынешнее послание с прошлогодним, то можно без труда обнаружить, что некоторые пункты почти дословно повторены. Некоторые эксперты считают, что не нашлось чего-то нового, «прорывного». Но на самом деле скорее речь идет о последовательности экономической политики, о закреплении части ранее выделенных приоритетов, поскольку не все задачи можно решить за год, а такие меры, как преобразование Стабилизационного фонда и вовсе могут происходить в течение более длительного времени.
К тому же, если уж разбирать, как говорится, под лупой, можно отметить, что в прошлогоднем послании, например, первое место занимала такая задача, как сбалансированность бюджета, в том числе Пенсионного фонда. В нынешнем году первой задачей названа необходимость снизить инфляцию до 3-4% в год. Возможно, это более масштабная задача, которой следует подчинить всю деятельность экономического блока правительства и Центрального банка. И уже в этом русле и будет происходить дальнейшее улучшение показателей бюджета. Что же касается пенсионеров, то разделение Стабфонда на Резервный и Фонд будущих поколений, по сути, и решает проблему пенсионного фонда. Хотя Путин назвал решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда несколькими абзацами дальше в своем послании. К слову, в Норвегии, на опыт которой у нас так любят ссылаться, Стабфонд после различных трансформаций стал называться тем, чем он, по сути, и является - Пенсионным. И понятно, что, как и замышлялось при его создании, после расплаты с зарубежными кредиторами, только переводы в Пенсионный фонд (по мере надобности) и останутся его основной функцией. Впрочем, здесь я не стал бы загадывать. Потому что, если помните, год назад, после бюджетного послания министр финансов Алексей Кудрин предложил не простое разделение Стабфонда на резервный и фонд будущих поколений, а изменение пополнения Стабфонда вообще. Он предложил направлять туда все доходы нефтегазового комплекса страны. Тогда это вызвало бурные дебаты, в том числе и нежелание газовиков выплачивать средства в Стабфонд. С другой стороны, Кудрин, продолжая жесткую политику исполнения бюджета и рачительного использования бюджетных средств, внес предложение законодательно ограничить размеры дефицита бюджета, которые предполагалось гасить из средств Стабфонда. Лоббистам всех направлений был, таким образом, нанесен чувствительный удар - ограничивались расходы (есть же предел дефицита), а доходы без нефтегазовых денег и могли расти только за счет лучшей работы других отраслей и лучшей собираемости налогов.
В бюджетном послании президента спор решается в пользу Минфина - Фонд будущих поколений, как там сказано, "должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета". Иными словами туда пойдут экспортные пошлины, НДПИ и прибыль, которую зарабатывают нефтяные и газовые компании. При такой постановке вопроса рассуждения о снижении каких-то налогов или даже полной их отмене становятся более предметными, потому что общее сокращение налогового бремени в России происходит с каждым годом, а вот какие налоги легче собирать и почему другие становятся менее весомыми - с этим придется еще разбираться депутатам. Причем, хотя в послании и говорится, что основные проблемы надо бы решать уже в 2007 году, налоговые новации, скорее всего, достанутся следующему составу Госдумы. Исключение могут составить преобразования в сфере налогообложения фонда оплаты труда, в частности, повышения МРОТ до 2300 рублей.
И еще одна особенность нынешнего послания: шесть пунктов из выделенных десяти так или иначе посвящаются эффективности использования бюджетных средств. Можно расценивать это как указание на некомпетентность российского чиновничества, не способного использовать доверенные средства. Но не исключено, что этим в предвыборный год президент Путин как бы предупредил сторонников наращивания бюджетных расходов от излишних запросов. Или ориентировал их на более тщательный отбор своих проектов и более реальные расчеты. Что, согласитесь, помогло бы избавиться от неэффективных долгостроев и бездумных затрат.