Рейтинг@Mail.ru
Разблокирование счетов КНДР в Макао открыло путь для диалога - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Разблокирование счетов КНДР в Макао открыло путь для диалога

Читать ria.ru в
Дзен
Счета в банке BDA были заморожены по требованию министерства финансов США под предлогом борьбы с отмыванием денег и распространением фальшивых долларов. Разблокирование счетов стало главным условием КНДР для продолжения обсуждения ее программы в атомной области.

ПЕКИН, 20 мар - РИА Новости, Иван Захарченко. Разблокирование счетов КНДР в банке Макао на сумму $24 миллионов открыло путь к обсуждению планов свертывания ядерной программы КНДР на шестисторонних переговорах в Пекине, где во вторник продолжат контакты дипломаты России, двух корейских государств, США, Китая и Японии.

Накануне в первый же день шестого раунда переговоров о ядерном разоружении КНДР атмосфера заметно оживилась и делегации почувствовали себя так, как будто сбросили с плеч тяжелый груз.

За шестиугольным столом переговоров в официальной резиденции "Дяоюйтай" глава американской делегации помощник госсекретаря США Кристофер Хилл подтвердил, что замороженные с 2005 года счета КНДР банке BDA разблокированы. Власти самоуправляемого района на юге Китая, добавил дипломат, уже информированы о решении как можно скорее вернуть деньги Северной Корее.

Вскоре после этого власти Макао опубликовали заявление о том, что средства со счетов будут возвращены по требованию владельцев счетов. По сообщениям южнокорейской печати, всего было заморожено около 50 счетов, большая часть которых принадлежит лицам из внешнеторговой смешанной компании "Чогван".

"Теперь устранены все препятствия для остановки северокорейских ядерных объектов", - сообщил журналистам на брифинге глава делегации Южной Кореи, руководитель Штаба мирных переговоров на Корейском полуострове Чхон Ен У.

Счета в банке BDA были заморожены по требованию министерства финансов США под предлогом борьбы с отмыванием денег и распространением фальшивых долларов. Разблокирование счетов стало главным условием КНДР для продолжения обсуждения ее программы в атомной области, которая увенчалась в октябре 2006 года подземным ядерным испытанием.

По данным источников, близких к переговорам, заместитель министра иностранных дел КНДР Ким Ге Гван предупредил на переговорах, что пока средства из банка BDA не будут возвращены, реактор в Йонбене, на котором был получен оружейный плутоний, не будет остановлен, и работа там инспекторов из Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) будет невозможной.

Ким Ге Гван также сказал, что договоренности "шестерки" весьма хрупки, есть угроза "ухудшения ситуации до крайности", которая заведет их в тупик.

Кристофер Хилл сравнил эти переговоры с машиной: "Когда она исправна, она гладко едет. Но когда ломается, то останавливается и начинает ржаветь".

Вместе с тем, перед началом переговоров Хилл, с главами делегаций России и Японии Александром Лосюковым и Кэнъитиро Сасаэ что-то оживленно обсуждали, не скрывая улыбок и приподнятого настроения.

Предложение о путях размораживания счетов сделала северокорейская делегация. Как стало известно в Пекине, КНДР предложила перевести средства из банка BDA в один из банков Китая с тем, чтобы деньги были использованы на гуманитарные цели, и США согласились с этим.

На прошлом раунде шестисторонних переговоров 13 февраля было принято совместное заявление, согласно которому на первом этапе ядерного разоружения в течение 60 дней Северная Корея должна закрыть и опечатать ядерный реактор в Йонбене под контролем МАГАТЭ взамен на энергетическую помощь и нормализацию отношений с США и Японией.

На пленарном заседании нынешнего раунда переговоров, как сообщают близкие к ним источники, было отмечено, что КНДР начала выполнение своих обязательств.

В частности, ее дипломаты провели заседания рабочих групп в Нью-Йорке и Ханое по нормализации отношений с США и Японией, а Пхеньян посетил генеральный директор МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи.

Делегации шести стран выслушали доклады руководителей всех пяти рабочих групп, созданных в соответствии с заявлением от 13 февраля. За несколько дней до переговоров в Пекине здесь же прошли заседания трех из них - по ядерному разоружению, оказанию экономической помощи и безопасности в Северо-Восточной Азии.

Теперь переговорщикам предстоит наметить дальнейшие шаги на пути освобождения Корейского полуострова от ядерного оружия. "Самым главным ключом" к этому, по данным источников, Ким Ге Гван назвал установление доверия между участниками диалога.

Глава южнокорейской делегации Чхон Ен У на брифинге после заседания "шестерки" последующую задачу сформулировал так: она состоит в том, чтобы определить, насколько быстро следует на новом этапе раскрыть и вывести из эксплуатации все ядерные мощности КНДР. Как ожидается, сроки второго этапа ядерного разоружения Северной Кореи будут обсуждаться в последующие дни переговоров в Пекине.

Вместе с тем, уже на сегодняшней встрече была затронута уже выдвигавшаяся ранее идея проведения министерской встречи "шестерки" для закрепления итогов начального этапа мер в решении ядерной проблемы Корейского полуострова. По данным источников, упомянул ее Кристофер Хилл, однако сроки встречи даже не обсуждались, поскольку пока неясно, уложится ли в 60 дней выполнение плана, принятого на прошлом раунде переговоров.

Глава российской делегации Александр Лосюков в беседе с журналистами усомнился в том, что намеченный план удастся выполнить в течение 60 дней. Однако Чхон Ен У не видит причин для опасений.

Источники, близкие к рабочей группе по ядерному разоружению КНДР, сообщили ранее РИА Новости, что существует масса технических вопросов, к примеру, о том, какие пломбы и на какие именно объекты будут поставлены при их опечатывании экспертами МАГАТЭ, как проводить проверки и мониторинг.

Кроме того, как отмечают участники встречи "шестерки", между ними сохраняются склонность к разной интерпретации достигнутых прежде договоренностей.

И самое главное, как отмечают южнокорейские источники, на переговорах не идет речи о ликвидации уже имеющихся у КНДР ядерных боеприпасов. Обсуждаются пока только меры по выведению из строя мощностей производства новых атомных зарядов.

Нынешний ядерный кризис на Корейском полуострове - уже второй по счету. В 1994 году во время президентства в США Билла Клинтона Вашингтон и Пхеньян уже договаривались о замораживании ядерного реактора в Йонбене взамен на строительство на территории КНДР международным консорциумом АЭС на двух легководных реакторах, которые трудно использовать для производства оружейного плутония.

Строительство предполагалось закончить в 2003 году, и до ввода в строй первого реактора американцы должны были поставлять в КНДР мазут для тепловых электростанций. Параллельно Пхеньян и Вашингтон вели переговоры о нормализации двусторонних отношений. Но сроки строительства АЭС в КНДР оказались сорванными, и ничего кроме бетонного фундамента Пхеньян не получил.

С приходом администрации Джорджа Буша американо-северокорейские отношения вернулись к "нулю", поставки мазута и возведение реакторов прекращены, а с началом войны в Ираке КНДР тайно занялась разработкой ядерного оружия.

Со времени военного конфликта 1950-1953 годов КНДР и США формально находятся в состоянии войны, поскольку вместо договора о мире ими было подписано лишь соглашение о перемирии. До сих пор Соединенные Штаты отказывались даже обсуждать идею замены соглашения, сохраняя на юге полуострова свыше 30 тысяч военнослужащих под предлогом "угрозы с Севера". За из присутствие Южная Корея выплачивает американцам $800-$900 миллионов ежегодно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала