Владимир Симонов, политический обозреватель РИА Новости.
В понедельник в Нью-Йорке начались прямые переговоры высокопоставленных представителей Вашингтона и Пхеньяна по нормализации отношений, которые могут привести к дипломатическому признанию Соединенными Штатами их теперь уже бывшего лютого врага. Более того, в субботу в Багдаде запланирована международная конференция по урегулированию в Ираке, куда США пригласили Иран и Сирию, страны до сих пор тоже числившиеся в американском черном списке стран «оси зла».
Крутой поворот американской дипломатии тем более поражает, что он произошел в течение каких-то полутора месяцев.
Еще в середине января Кондолиза Райс потратила немало решительных слов, чтобы заверить Сенат: США не будут участвовать в двусторонних дипломатических контактах в любой форме с Северной Кореей, Ираном и Сирией до тех пор, пока те не проявят разумную гибкость по спорным проблемам. То, чем пока занимаются эти страны, называется не дипломатией, а «вымогательством» (extortion), заявила госсекретарь США.
С тех пор «вымогательство» никуда не исчезло, а если кто-то и проявляет гибкость, так это, напротив, Вашингтон.
Так, недавно «шестерка» переговорщиков с участием США достигла соглашения с Пхеньяном, в соответствии с которым тот согласился остановить свой главный ядерный реактор в обмен на помощь продовольствием и топливом. В свою очередь приглашение на иракскую конференцию буквально застигло врасплох Тегеран и так растрогало Дамаск, что тот был вынужден признать эту инициативу «частичным шагом в верном направлении».
Интересно, что этим увертюрам к разговору с врагом каждый раз предшествовала публичная порка этого врага представителями США за его козни против американских интересов.
После того, как в октябре Северная Корея провела свой испытательный ядерный взрыв, никто не требовал применить к ней более жестких санкций, чем этого требовала в своих выступлениях в СБ ООН Кондолиза Райс. В случае с Ираном и Сирией госсекретарь США тоже сочла необходимым предпослать приглашению на конференцию в Багдад серию конфронтационных речей, где обвинила Тегеран в смычке с шиитскими военизированными группами, нападающими на американские войска. Таким образом, в каждом случае десерт подавался после горького блюда.
Тем самым Соединенные Штаты создавали себе позицию силы для будущих переговоров с «осью зла». Но не только. Эти демонстрации гнева в адрес так называемых стран-изгоев были нужны Кондолизе Райс и ее единомышленникам как алиби против обвинений в неуместной мягкости по отношению к давним недругам Америки.
Предъявить такие претензии есть кому. Начиная со вступления США в войну с Ираком в 2003 году, вашингтонская администрация, как и американская политическая элита, раскололись на два противоборствующих клана: адвокатов вовлечения «оси зла» в диалог и тех, кто готов разговаривать только с друзьями, обрекая врагов на изоляцию.
Первых представляли такие патриархи дипломатии, как Генри Киссинджер, члены межпартийной группы по Ираку во главе с Джеймсом Бейкером - Ли Гамильтоном и, конечно, сама Кондолиза Райс, получившая в последние недели поддержку в лице своего нового заместителя Джона Негропонте. К лидерам клана изоляционистов относят вице-президента Дика Чейни, бывшего представителя США в ООН Джона Болтона и прочих идеологов «нового американского века».
Если противники диалога с врагом торжествовали в первый год иракской войны, то последние события на дальних фронтах резко ослабили их контроль над внешней политикой.
Тяжелый удар по клану изоляционистов нанесла последняя новость: группа высших офицеров - советников генерала Дэвида Петреуса, нового командующего американскими войсками в Ираке, пришла к выводу: у США остается около полугода, чтобы одержать победу в Ираке. В противном случае - крах вьетнамского типа.
Ноябрьские промежуточные выборы в Конгресс показали, что большинство населения США тоже не на стороне тех, кто склонен отстаивать американские интересы за рубежом с помощью танков, а не дипломатии. Наконец, Джордж Буш и его администрация, как всякий организм, чей жизненный срок истекает, чаще задумываются сегодня о своем вкладе в историю.
С точки зрения официального Вашингтона, «ось зла» продолжает существовать. Она никуда не делась, не сменила оскал на улыбку. Но произошло то, с чем надо смириться, - не выдержала испытания временем и практикой американская доктрина отчуждения, отбрасывания, изоляции неугодных стран. Разговаривать с друзьями, конечно, хорошо. Но разговаривать с врагами порой - жизненно необходимо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции