Завершение строительства в Бушере откладывается на неопределенное время. Как сообщил в понедельник РИА Новости источник в российских органах валютного контроля, Иран уже месяц не платит России за сооружение АЭС в Бушере. По информации источника, сложности возникли в связи с необходимостью изменения валютного паспорта сделки после того, как иранская сторона запретила проводить платежи в долларах США и перевела их на евро.
В документах по строительству иранской атомной станции, оказавшихся в распоряжении РИА Новости, отмечается, что иранская сторона в январе 2007 года заплатила России менее 25% от запланированного финансирования за строительство АЭС Бушер. А "поступления денежных средств за февраль", как сообщил один из российских финансовых экспертов, "составили ноль долларов США".
Физический пуск первого блока АЭС Бушер предполагалось осуществить в сентябре 2007 года, а энергетический пуск - в ноябре 2007 года. Поставки топлива на площадку должны были начаться за полгода до физического пуска, то есть уже в марте. Глава Росатома Сергей Кириенко ранее заявлял, что АЭС Бушер в Иране будет достроена по графику, если не будет проблем с финансированием и сбоя в поставках оборудования из третьих стран.
Информацию о том, что у иранской стороны возникли сложности с финансированием проекта, подтвердил начальник управления сооружения АЭС в Бушере Атомстройэкспорта Владимир Павлов. Он также заявил, что эти сложности "повлияют на график строительства АЭС". Кроме того, по словам Павлова, откладываются до конца 2007 года поставки холодильного оборудования для систем безопасности, которые должна была осуществить третья сторона. Как пояснила в интервью агентству Рейтер пресс-секретарь компании "Атомстройэкспорт" Ирина Есипова, задержки с поставками оборудования связаны в том числе и с наложенными на Иран санкциями ООН.
О том, что график строительства АЭС может быть скорректирован, заявил агентству "Bloomberg" и официальный представитель Росатома Сергей Новиков. Он также объяснил возможные задержки проблемами с финансированием.
Между тем, власти Ирана выразили недовольство медленными темпами строительных работ на атомной электростанции в Бушере и опровергли заявления "Атомстройэкспорта" относительно задержки финансирования проекта иранской стороной. По словам заместителя главы Организации по атомной энергии Ирана Мохаммада Саиди, платежи осуществляются в соответствии с договором и на основе установленного графика: "Этапы строительства атомной электростанции осуществляется на хорошем уровне, и российская фирма-подрядчик прилагает все усилия для запуска АЭС в эксплуатацию в установленный срок, в сентябре 2007 года", - сказал атомщик, высказывания которого приводит официальное информагентство ИРНА. Саиди также сообщил, что Тегеран "в ближайшие дни представит предложения по урегулированию некоторых существующих финансовых проблем". "Эти проблемы имеют отношение в основном к российской фирме, а не к иранской стороне",- отметил он. Для обсуждения ситуации представители Ирана планируют приехать в ближайшее время в Россию.
Сообщения о том, что поставки российского топлива на АЭС в Бушере могут быть отложены на неопределенный срок появились за двое суток до истечения ультиматума, поставленного Тегерану Советом Безопасности ООН, отмечает "Независимая газета".
Напомним, что одобренная в декабре 2006 года резолюция 1737 требует от Ирана "приостановить" в течение 60 дней всю деятельность, связанную с обогащением и переработкой урана, приостановить все работы с реактором на тяжелой воде, а также обеспечить необходимый для проверки этой приостановки доступ инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. Введенные резолюцией санкции (на деятельность, связанную с обогащением урана, химическим репроцессингом, проектами, основанными на тяжелой воде, и производством средств доставки ядерного оружия), однако, не распространяются на АЭС в Бушере.
В ближайшие дни (возможно, уже в пятницу) генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммад аль-Барадеи представит доклад о выполнении Ираном требований резолюции. Если в докладе будет зафиксировано невыполнение условий резолюции, СБ ООН примет "дальнейшие меры на основании статьи 41 главы VII Устава Организации Объединенных Наций". Иными словами, речь идет о более жестких санкциях невоенного характера, которые могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. И вполне вероятно, что на втором этапе санкций под них попадет строящаяся российскими компаниями АЭС.
По мнению наблюдателей Би-би-си, Россия, возможно, не хочет начинать поставки ядерного топлива Тегерану до того, как МАГАТЭ даст благоприятный отзыв по ядерной программе ИРИ. Ранее российская сторона заявляла о том, что поставки Россией топлива для иранской АЭС в Бушере будут осуществляться только при условии возвращения отработанного топлива в РФ и под строгим контролем МАГАТЭ.
Нельзя исключать, что сообщения о корректировке сроков строительства АЭС связаны с некими "закулисными" договоренностями членов "шестерки" по Ирану (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН + Германия) и с намерением России использовать бушерскую АЭС как средство давления на Тегеран в преддверии очередного заседания СБ ООН.
Пока что у Тегерана есть и время, и шансы вернуться за стол переговоров. В частности, сегодня секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани встречается с гендиректором МАГАТЭ Мухаммедом аль-Барадеи для обсуждения плана, изложенного главой атомного агентства в Давосе. Речь идет о так называемом "тайм-ауте": Иран приостанавливает работу по обогащению урана, а СБ ООН приостанавливает свою резолюцию. Кроме того, в ближайшее время (не исключено, что уже сегодня) может возобновиться диалог по ядерной программе и с ЕС.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, слова которого приводит агентство "Bloomberg", не исключает вероятность отказа России от дальнейшей реализации проекта стоимостью $1,3 млрд. "Если бы Бушера не стало, всем стало бы легче - за исключением иранцев, конечно", - говорит Пухов.
С такой точкой зрения не согласен директор московского отделения Heritage Foundation Евгений Волк. По его словам, какие-то изменения в позиции России по проекту "в высшей степени маловероятны".
Контракт на завершение строительства блока номер 1 станции был подписан в Тегеране 8 января 1995 года. Россия также обязалась поставить один реактор типа ВВЭР-1000, ядерное топливо для него и подготовить иранских специалистов.
Ольга Сухова, www.rian.ru