Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, член Экспертного совета РИА Новости.
Каких бы перипетий не переживали наши отношения с Украиной в области энергетического взаимодействия, оно все очевидней переходит в конструктивное русло. Взять хотя бы обсуждаемый уже несколько лет вопрос о создании совместного газотранспортного консорциума. При разумном подходе обеих сторон это вполне реалистичное предложение, которое президент Путин назвал даже «революционным». Безусловно, важно понять, каким будут механизм действия этого консорциума и степень участия Российской Федерации в нем. С моей точки зрения, проект может стать продуктивным для России, если российская доля составит 51% уставного капитала. Наличие контрольного пакета означало бы большую значимость в принятии решений. Впрочем, все это - предмет переговоров, которые естественным образом сопровождают коммерческие сделки. Торг, как говорят в таких случаях, уместен. Даже имея половину, Россия очень жестко будет влиять на происходящие процессы. Степень надежности нашей страны как поставщика газа в Европу значительно повысится в этом случае.
Кстати, по большому счету, консорциум - это, за некоторым исключением, та же система, которая уже существовала у нас до распада СССР. Кардинальных изменений в технических характеристиках не произошло, поэтому они могут быть легко интегрированы в новую схему. Собственно, что сейчас и происходит. Все российские газопроводы заканчиваются на границе России и Украины и дальше идут в Европу. Это те же самые газопроводы, которые действовали во времена Союза. Никаких там значимых технологических изменений и технических усовершенствований делать не надо. Хотя всем понятно, что менеджмент будет действовать по-новому.
Влившись в совместный с украинцами консорциум, Российская Федерация и компания «Газпром», во-первых, будут иметь надежный коридор для поставок газа в Европу, во-вторых, контроль над этой системой будет страховать от оперативных коммерческих рисков и сделает нас, скажем так, мало зависимыми от политических рисков.
Хотя совершенно понятно, что никуда от политики не деться. К сожалению, энергоресурсы густо на ней замешаны. И вот уже было высказано предупреждение Юлии Тимошенко о том, что активное российское участие в консорциуме может стать оккупацией украинских ГТС. Впрочем, всем известно, что некоторые политики на Украине, в том числе госпожа Тимошенко, склонны к излишне экспрессивным высказываниям. Если мы говорим о коммерческой сделке, в ходе которой какие-то активы переходят на определенных условиях под контроль одной из договаривающихся сторон, какая же это оккупация? Я полагаю, что, не имея возможности влиять на достижение этого соглашения, Тимошенко просто создает агрессивную среду вокруг него. С моей точки зрения, влияние ее на реальный процесс принятия решений, на создание этого консорциума - минимален.
Я не сторонник предполагать, что украинской общественностью столь активное участие двух стран в общем проекте может быть воспринято как возвращение к прошлой советской системе. Эти опасения не имеют серьезных оснований. Во-первых, не все, что было в нашем общем прошлом, должно отпугивать и не всех. Известно, что значительное большинство населения Украины крайне позитивно относится к теме сотрудничества с Россией в самых разных сферах. И наше нынешнее взаимодействие в области энергетических ресурсов - это реальная интеграция, это создание новой сети энергоносителей уже на коммерческих условиях. Возможно, будут какие-то протесты на западе Украины. Не исключено, что проявят себя скептики извне. Но такая линия поведения присуща лишь тем, кто не заинтересован в укреплении отношений между Россией и Украиной. К тому же надо учитывать, что никто эти газотранспортные сети не унесет и не оккупирует. Они продолжат функционировать, как и сегодня, только иначе там будут распределяться доходы с появлением новых собственников, и украинская сторона вынуждена будет более ответственно относиться к стабильности поставок в этой системе. В то же время инвестиции, которые придут в украинскую экономику в рамках этого консорциума, вольются в бюджеты конкретных компаний. Это, естественно, эффективно отразится и на налогах, и на благосостоянии страны в целом, а, главное, - на жизни каждого украинского гражданина.
Будет ли Ющенко на запланированной встрече с Путиным исповедовать такую позицию, то есть позицию большинства украинцев? Думаю, у него попросту нет иного выхода. Украинский президент сегодня находится практически в политической изоляции. Он пытается выработать некий свой курс, но известно, какое парламентское большинство в Украине, известно, каков ныне кабинет министров и вектор основных политических сил. Украина, точнее, ее элиты прошли, наконец, через период вражды с Россией. Волна антироссийские настроений уже существенным образом спала. На смену пришло движение пророссийским курсом, на котором настаивает, в том числе, общественное мнение. И Ющенко вынужден его учитывать. Я думаю, что на ближайших переговорах в Москве он захочет оседлать эти настоения или, во всяком случае, каким-то образом использовать. Он, конечно, не перещеголяет премьера Януковича в степени лояльности или дружественности в отношении России. Но в том, что состоится абсолютно нормальный диалог, что позиция Ющенко не станет конфликтная, а будет очень конструктивная, можно не сомневаться.
К сожалению, не получается высказать такую же убежденность в отношении Белоруссии.
Возможно, в этой республике еще не прошел несколько запоздалый цикл антироссийской болезни. Не исключено, что и «заболела» Белоруссия благодаря неадекватной позиции, которую занял Лукашенко. Очевидно, что поддержки в Евросоюзе и Соединенных Штатах он не получит, в общем, обрекая свою страну на снижение уровня жизни, на изоляцию, в том числе экономическую. Надо учитывать, что, если у Украины есть какая-то альтернатива, и она в состоянии лавировать между различными центрами силы, то Белоруссия такой возможности лишена. Все маневры Лукашенко в последнее время - это маневры на очень узком поле. Иран, при всей его автономной политике, все-таки не игрок в мировом масштабе. Поэтому Лукашенко, коль скоро он политик, который думает о перспективах, должен постепенно восстановить те аспекты позитивных отношений с Россией, которые были утрачены. Слава Богу, ничего кардинального еще в отношениях двух стран не произошло.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции