Рейтинг@Mail.ru
Балтийский трубопровод - альтернатива ненадежному транзиту нефти - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Балтийский трубопровод - альтернатива ненадежному транзиту нефти

Читать ria.ru в
Москва фактически согласилась с решением Минска увеличить в среднем на 30% тарифы на транзит российской нефти. Но история российско-белорусского нефтегазового спора на этом не кончается. Дело в том, что решение властей Белоруссии может спровоцировать в будущем возникновение целого ряда проблем. Сейчас в правительстве РФ рассматривается проект расширения Балтийской трубопроводной системы (БТС). Решение вынужденное, и обойдется России недешево.

Василий Зубков, экономический обозреватель РИА Новости.

Москва фактически согласилась с решением Минска увеличить в среднем на 30% тарифы на транзит российской нефти. Но история российско-белорусского нефтегазового спора на этом не кончается. Дело в том, что решение властей Белоруссии может спровоцировать в будущем возникновение целого ряда проблем. Сейчас в правительстве РФ рассматривается проект расширения Балтийской трубопроводной системы (БТС). Решение вынужденное, и обойдется России недешево. Но если проект будет реализован и новый нефтепровод заработает, Белоруссия лишится двух третей нынешнего объема российского нефтяного транзита. Пропорционально упадет транзит через Польшу и Украину. Но при этом конечный потребитель получит гарантии надежности поставок.

Протяженность белорусского участка «Дружбы» в направлении Польши и участка на Украину - это около 2 тыс. км.  И в Минске надеются получить за год до $ 50 млн. Но это при условии сохранения нынешних объемов прокачки. Как долго Белоруссия сохранит неизменными вводимые сейчас новые тарифы, не знает никто. Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев сообщил РИА Новости, что в этом отношении сохраняется полная  неопределенность: «Нет гарантий, что тарифы не могут быть увеличены в любой день».

Объемы прокачиваемой через Белоруссию по нефтепроводу «Дружба» российской нефти за последние шесть лет увеличились в 1,5 раза и достигли в прошлом году почти 80 млн.  тонн. То есть - трети всего российского нефтеэкспорта. И еще 20 млн. т закупала сама Белоруссия. Из-за разногласий между двумя странами по поводу цены энергоносителей в январе этого года нефтепровод «Дружба» временно не работал, что нанесло большой ущерб имиджу России как надежного поставщика. И предложение о сооружении нового трубопровода мощностью до 50 млн. тонн в год по российской территории до нефтяных терминалов Приморска на Балтике было внесено в правительство РФ как раз для того, чтобы избежать подобных коллизий в будущем.

Информация о повышении белорусской стороной тарифов за транзит российской нефти по своей территории уже давно не новость. Кто-то напрямую говорит о том, что это решение - ответ  на недавнее повышение Россией цены на российскую нефть для Белоруссии.  В Минске же настаивают, что причина в том, что цены на транзит не менялись с 1 января 1996 года, а обслуживание трубопровода стало намного дороже. В качестве аргумента приводятся еще и цифры уровня тарифов на прокачку российской нефти в соседних странах-транзитерах, где он значительно выше: на Украине $0,89 за тонну на 100 км, в Польше $0,9.  И еще аргумент: сама, дескать, Россия установила тариф на транзитную перекачку казахской нефти через свою территорию на уровне $0,73 за тонну на 100 км.

При этом,  разумеется, совсем не берется в расчет то, что и нефть (около 20 млн. т), и газ (20 млрд куб. м) из России обходятся Белоруссии существенно дешевле, чем другим странам-транзитерам. Об этом в Минске даже не вспоминают. Между тем, экспорт продуктов переработки нефти и газа в Европу из Белоруссии процветал лишь благодаря депминговым ценам на углеводородное сырье.

Были ли россияне готовы к повышению цен на транзит? Несомненно. Еще десять дней назад Герман Греф, министр экономического развития и торговли, подчеркивал, что если «нас вовремя уведомят, если проведем двусторонние переговоры», если новые ставки уложатся в рамки индексации тарифов - это нормально, и изменение вполне возможно.

Видно доводы белорусов оказались убедительными, потому что три дня назад владелец всех российских магистральных нефтепроводов - компания «Транснефть» подписала дополнительное соглашение о новых тарифах с оператором белорусского участка экспортного нефтепровода «Гомельтранснефть-Дружба». Кстати, вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев уверен, что новые тарифы никак не скажутся на стоимости нефти для европейских потребителей. 

И все же главным в  этой истории с  повышением транзитных тарифов, является решение Москвы искать новые пути для поставки российской нефти в Европу.  При этом надо признать, что намерение реализовать дорогостоящий проект  строительства нового нефтепровода - вынужденная мера. Но ставить надежность экспортных поставок углеводородов в зависимость от сопредельных государств (не важно друзья они или нет) - Россия больше не может. Та же Белоруссия уже настаивает на оплате аренды земли под ее участком «Дружбы», пытается пересмотреть транспортный режим в отношении Калининградской области и юридическую базу российских военных объектов.

Так что,  уже в 2008 году  большинство проблем со странами, через которые идет транзит российской нефти в Европу,  могут быть сняты.   А несколько позже будет решена и проблема с газом в том же направлении с помощью балтийского «Норт стрима».

Идею строительства нефтепровода поддерживает руководство страны  и парламентарии. Так, Валерий Язев, председатель комитета Госдумы по энергетике  считает проект своевременным и  отвечающим энергетической безопасности государства.

По словам Сергея Григорьева, трасса трубопровода может оказаться даже несколько короче. Изыскательские работы по маршруту уже идут. На первом этапе в строительстве будет задействовано около тысячи человек. Ориентировочная стоимость около 2 млрд. и они будут заемные.

С окончанием строительства новой ветки к Балтике Минску придется решать непростую задачу, поскольку нынешняя «Дружба» - это же не только доходы от транзита, но еще и 20 млн. нефти для белорусской экономики. Откуда и по каким ценам будет доставляться эта нефть? Можно быть уверенным, что нефть из России уже не будет продаваться по ценам ниже мировых. Вот уже Валдас Адамкус, президент соседней Литвы, предлагает своему белорусскому  коллеге отправлять нефть из Клайпеды по железной дороге. Но откуда нефть возьмется в Клайпеде?

Предварительный итог нынешнего энергетического конфликта таков - Белоруссия   лишается в будущем не только значительной части доходов от транзита нефти, но и нефти как таковой для себя. Украина, Польша и Литва - только части российского транзита.  Россия же,  вынужденно выкладывая пару миллиардов долларов за новый трубопровод сейчас, получает гарантии спокойно осуществлять свой нефтеэкспорт в будущем, а также деньги за прокачку своего сырья. Европейские покупатели получат чуть подорожавшую российскую нефть через полтора года и отсутствие головной боли от приостановок поставок.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала