Политический обозреватель РИА Новости Петр Гончаров.
Не окажется ли, что «новая стратегия Буша», как сейчас принято называть недавно обнародованную президентом США новую концепцию действий американских войск в Ираке, - это вовсе не «тактическая уловка» в межпартийной предвыборной тусовке? А еще и хорошо продуманная операция по спасению ситуации с присутствием США на Ближнем Востоке?
И ключевым моментом этой стратегии явится не отправка в Ирак двух батальонов морской пехоты и пять бригад сухопутных войск. Ведь 21,5 тысячи «штыков» не такой уже и «ключевой» довесок к имевшимся в Ираке 132 тысячам американских солдат.
Стержневым моментом «новой стратегии» станет появление в ближайшее время в Персидском заливе еще одной авианосной ударной группы и развертывание там новейшей противоракетной системы «Patriot PAC-3».
Сомнительно, чтобы атомные субмарины были эффективным средством борьбы с иракскими мятежниками, особенно в городе или пустыне.
Не окажется ли, что «новая стратегия» - это не только Ирак. Это еще и альтернатива иранской ядерной программе, ответ США претензиям Ирана стать ключевым игроком на Ближнем Востоке.
Что касается Ирака, то вполне возможно, что «новая стратегия» американского президента окажется единственно верным решением иракской проблемы. Разумеется, с позиции интересов США. Причем - со всех точек зрения. И с той, что практической альтернативы этому плану нет, и с другой - после ряда бесспорно ошибочных шагов, от начала войны до казни Саддама Хусейна, фактически в ситуации безвыходной, принимается единственно возможный вариант спасти, казалось бы, безнадежно проигранную кампанию. Причем не только в Ираке.
Ставка в «новой стратегии» по-прежнему делается на силу. Но это уже не значит, что концепция исключает налаживание диалога основных иракских групп при поддержке всех соседей страны, включая Сирию и Иран. Как раз наоборот. Трудно представить, чтобы с «гарантом стабильности», коим выступают США в Ираке, не были согласованы цели и задачи визитов президента этой страны Джаляля Талабани как раз в Тегеран и Дамаск. Похоже, что Вашингтон уже разыгрывает обе карты - и иранскую, и сирийскую, но по разным сценариям.
Наконец, нельзя не заметить в «новой стратегии» предложений об изменениях в конституции Ирака с тем, чтобы привлечь к участию в политическом процессе страны представителей всех этнических и религиозных групп. Отметим и декларируемый курс на расширение полномочий иракцев и невмешательство в их внутреннюю политику, а также на сохранение самого Ирака неделимым.
Новым и важным (особенно для арабских стран Персидского залива) является тезис «новой стратегии» относительно восстановления безопасности в Ираке. «Стратегия» призывает руководство Ирака вести борьбу с «источниками насилия» вне зависимости от их этнической или религиозной принадлежности. До сих пор борьба в основном велась с суннитскими вооруженными формированиями, не затрагивая шиитских группировок, хотя их трудно заподозрить в абсолютной непричастности к тому, что происходит в Ираке.
Ставка же на силу делается, скорее всего, потому, что кто, собственно, будет вести переговоры на равных со стороной, сдающей свои позиции? Не проще ли перейти с ней на язык ультиматумов?
В Белом доме, конечно же, помнят, чем обернулось принятое в ноябре 1991 года решение «Руцкой - Ельцин» отказать в помощи (всего-то поставки керосина, бензина и прочих нефтепродуктов) режиму Наджибуллы в Афганистане. В результате в апреле 1992 года, уже спустя более трех лет после ухода советских войск из Афганистана, фактически стоя в шаге от реализации программы национального примирения, Наджибулла был вынужден уступить власть альянсу семи. Кончилось это гражданской войной и полнейшим социально-экономическим коллапсом страны, который аукается до сих пор.
Нечто похожее ждет и Ирак, в случае, если США уйдут из этой страны. При этом такое «нечто» не заставит себя ждать три года, а последует моментально, и будет куда масштабнее и опаснее, притом что в дело будут втянуты как минимум Иран, Саудовская Аравия, Турция.
Очевидно, что план Буша получил одобрение арабских стран Персидского залива и Египта далеко не случайно. В «новой стратегии», что бы там ни говорили, много позитивного, особенно в отношении восстановления гражданского общества в Ираке.
Вместе с тем, с объявлением реализации «новой стратегии» в Ираке все ощутимее становится эскалация напряженности на Ближнем Востоке и в первую очередь вокруг Ирана. Остается только гадать, зачем Пентагон направляет новую авианосную группу в Персидский залив? Возможно, США демонстративно играют мускулами, чтобы обуздать строптивый Иран и тем самым решить сразу две проблемы - и иракскую, и (свою) иранскую? Если это так, то США явно идут ва-банк, ставя дело на грань большой войны. Ведь вряд ли Тегеран не ответит какими-либо адекватными действиями в своей части акватории Персидского залива.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции