Василий Зубков, экономический обозреватель РИА Новости.
Такой теплой зимы в России, как сейчас, не было, возможно, никогда, считает Владимир Клименко, доктор технических наук, заведующий лабораторией глобальных проблем Московского энергетического института. По данным ученого, средняя температура нынешней зимы в европейской части страны на 8 градусов выше, чем в 1990-е годы. А хорошо это или плохо для экономики? Недавно министр промышленности и энергетики Виктор Христенко на вопрос, нравится ли ему нынешняя экстремально теплая российская зима, от прямого ответа уклонился. Мол, страна большая и не везде тепло, хотя конечно экономия всех видов топлива ощутимая, но с другой стороны падает цена на российские углеводороды... Чего же все-таки больше в нынешней погодной аномалии - плюсов или минусов?
По всем прикидкам, безусловно, теплая зима ощутимо облегчила жизнь электроэнергетикам. Еще осенью официально было заявлено, что начатые прошлой зимой отключения электроэнергии для промышленных предприятий в Москве и регионах будут продолжены и в этот осенне-зимний период, если морозы достигнут 15-18 градусов. Напомним, год назад такие отключения производились при температуре минус 30. Зиму 2005-2006 года, рекордную по морозам, российская энергетика выдержала с трудом. По словам «главного энергетика» страны, главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, - «на пределе своих возможностей».
Ничего удивительного, ведь в каждом пятом субъекте федерации уже сейчас ощущается растущий дефицит электроэнергии. Причем это, прежде всего, в стратегических регионах - Москве и Подмосковье, Ленинградской и всех областях Урала, нефтегазодобывающих районах Западной Сибири и др. По показателю общей продолжительности вынужденных отключений электричества за прошлый год - 5880 (минут/год) - Россия с большим отрывом «лидировала» в Европе (Италия - 191, Великобритания - 63, Франция -57).
Нынешняя теплая зима снизила спрос на электроэнергию, облегчив тем самым, по признанию Чубайса, жизнь энергетиков. Температурный бонус дает им возможность форсировать ввод новых генерирующих мощностей. А Россия должна ввести в течение нескольких лет 1500-5000 МВт., что потребует соответственно от $1,5 до $5 млрд. ежегодно. Небывалый температурный фон не только смягчил предкризисное состояние энергетики, но и дал ощутимые результаты по экономии горючего - несколько миллиардов рублей ежемесячно.
Отсутствие отключений электричества положительно сказывается на деятельности предприятий во многих отраслях промышленности. Например, совершенно очевидно, что от аномально теплых температур здорово выигрывают строители. Счет идет на миллиарды рублей. Например, в эту зиму не было длительных остановок работы на строительных объектах из-за снегопадов и мороза. При сооружении фундаментов и прокладке инженерных коммуникаций строителям не требуется прогревать грунт или монолитный бетон после заливки. Гораздо меньше требуется противоморозных реагентов для бетонных растворов. Уже подсчитано, что строительно-монтажные работы сейчас обходятся дешевле на 5%, а отделочные, которые должны сопровождаться обогревом помещений, - на 10-12%. Теплая зимняя погода позволяет строить на 30% быстрее обычных зимних темпов, что увеличивает и прибыль строителей.
Безусловно, в выигрыше и дорожники, и дорожные строители. Тысячи тонн горючего сэкономлено снегоуборочной техникой. Остались неиспользованными десятки тысяч тонн песка, гранитной крошки и гравия, технической соли и жидких химических реагентов для обработки дорог от снега и наледи. Об объеме возможной экономии говорит, например, такой факт: в Санкт-Петербурге на весь арсенал антигололедных средств и закупку ста единиц уборочной техники в городском бюджете выделена сумма, эквивалентная $1 млрд. Соответствующие статьи расходов московского бюджета значительно больше. Что уж говорить о расходах в масштабах страны.
Но в той же дорожной отрасли есть и отрицательные последствия теплой зимы. В северных районах, где мало обустроенных автотрасс и мостов, в холодный сезон традиционно используются так называемые «зимники» - дороги по льду рек и озер. Некоторые из них выдерживают нагрузку большегрузных трубо- и лесовозов. «Зимники» регулируются дорожной полицией, оборудованы дорожными знаками. Дорожники специально намораживают лед, впаивая в него металлические тросы и арматуру. Однако сегодня из-за погоды и непрочного льда большинство ледовых переправ не работает. Например, в Архангельской области из 44 традиционных ледовых переправ через реки действует менее 10. Примерно такая же ситуация в Республике Коми и Ненецком национальном округе.
Ледовые мосты и зимние дороги служат в основном для вывоза заготовленной летом древесины к железной дороге или местам формирования плотов для сплава леса весной. Поэтому вместе с северными дорожниками в эту зиму несут убытки и лесозаготовители. Уже примерно на полтора месяца задерживается формирование плотов из заготовленной древесины. Срываются сроки и завоза труб для строящихся трубопроводов.
В тревожном ожидании находятся российские аграрии, поскольку зимняя температурная аномалия имеет отложенный отрицательный эффект. Отсутствие снежного покрова на полях и теплая погода ускорили рост озимых. И, случись даже средний мороз, озимые в условиях бесснежья могут пропасть на корню. Тогда - прощай, урожай! А некоторые предполагают, что отсутствие снега может повлечь за собой весеннюю засуху в европейской части России. В то же время большая часть сельхозугодий страны располагается в зоне рискованного земледелия. Поэтому крестьяне давно привыкли к любым капризам погоды и обреченными себя не чувствуют.
Интересно влияние теплой зимы на работу предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Они, как считают многие экономисты, просто «озолотятся». Дело в том, что сезонные тарифы на тепло для населения, не зависят от того, мороз ли на улице в минус 30 или плюс 5 градусов тепла. (Тепловых счетчиков для частников пока нет). А тепло в дома коммунальщики подают (и соответственно покупают его у теплоцентралей) в соответствии с показаниями термометра за окном. И получается, что население платит за «теплокалории» как обычно, а коммунальщики тратят на подачу тепла неизмеримо меньше, чем обычно.
Небывало теплая погода, установилась не только в России, но и во многих странах. И, конечно, это не могло не отразиться на мировых ценах на энергоносители. Только за первую неделю января российская нефть подешевела на 7%. Хотя на объемах экспорта пока это не отразилось. Что касается газа, то он продается за рубеж по долгосрочным контрактам, и цена определена заранее. Так что финансовых потерь пока нет. К несомненным плюсам можно отнести еще и то, что нефте- и газодобытчики благодаря аномально теплой погоде экономят на энергопотреблении буровых комплексов и предприятий подготовки сырья, на аренде ледоколов для проводки танкеров к нефтяным портам. Не так резко падает добыча, как обычно в зимние месяцы.
Несколько меньше обычного спрос на мазут и газ внутри страны. Что подтвердили результаты первых электронных торгов газом в конце прошлого года, когда цена на газ были ниже планируемой. Впрочем, во всем в этом нет ничего удивительного - экстремально высокая температура, наблюдаемая в течение двух зимних месяцев в Северном полушарии планеты, привела к снижению спроса на энергоносители на всех мировых рынках.
И все-таки, несмотря на то, что финансовое благополучие российской экономики во многом завязано на экспорте энергоносителей, нынешнюю зимнюю погоду следует оценивать в целом, как благоприятный фактор. Во-первых, к возможному снижению цен на нефть мы относительно подготовлены - в качестве «подушки безопасности» у нас есть Стабилизационный фонд. Во-вторых, природа как бы дала передышку российским энергетикам, которые получили возможность, не отвлекая силы и средства на устранение острых ситуаций с теплоснабжением населения, ускорить реформирование отрасли. Кто знает, какие сюрпризы готовит нам следующая зима.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции