Виктор Литовкин, военный обозреватель РИА Новости.
За те дни, что прошли с момента провозглашения новой стратегии действий американских войск в Ираке, объявленной в обращении к нации президентом США Джорджем Бушем, произошло несколько событий, которые наводят на одну простую мысль. Мысль вот какая: может быть, у этой стратегии есть и иные цели, вдобавок к тем, что скажем так, видны простым глазом?
Давайте еще раз посмотрим, что сказал президент, и как ответили его американские (и иные) оппоненты.
Итак, ключевой пункт новой стратегии - увеличение в Ираке пентагоновского контингента на 21,5 тысяч "штыков".
Но как-то слишком очевидно, что 17,5 тысяч солдат и офицеров для столицы страны - Багдада и 4 тысячи - для мятежной провинции Анбар (которая пока не подчиняется ни центральному иракскому правительству, ни военному командованию коалиции западных стран и их союзников), добавленные к тем 132 тысячам "джи-ай", которые уже находятся в Ираке - это все равно не выход. Такая мера может лишь на некоторое время создать видимость усиления влияния США на ситуацию в зоне Персидского залива. Точно так же можно оценить и очередную попытку вашингтонской администрации ускорить передачу самим иракцам ответственности за ход здешнего междоусобного конфликта и восстановление порядка в государстве.
Полезным подспорьем местному правительству будут и обещанные вливания в экономику Ирака в размере одного млрд. долларов на создание новых рабочих мест. Если, конечно, эти деньги не разворуют по пути к тем, кому они предназначены. На Востоке, и не только там, это достаточно обычное явление.
Вряд ли помешает иракцам и увеличение числа американских советников на всех этажах властной правительственной вертикали, ускоренная подготовка и обучение местных профессиональных военных кадров, вовлечение в политический процесс "исламское меньшинство" - суннитов, рост производство нефти и справедливое распределение доходов от ее переработки и поставок за рубеж (все это тоже обещал в своем обращении к нации президент США)...
Но идеи, что высказал в своей речи Джордж Буш, вряд ли можно назвать абсолютно новыми. В той или иной мере они уже озвучивались, как им самим, так и его помощниками и соратниками по республиканской партии, а также и их оппонентами из лагеря демократов и критиков прежней иракской стратегии Белого дома. А ситуации к лучшему в Багдаде и его окрестностях это не меняло.
В Ираке погибло уже более трех тысяч американских военнослужащих. На войну в Персидском заливе за последние три года потрачено около 500 млрд. долларов (содержание одного американского солдата в Междуречье стоит примерно 275 тыс. долларов в год). А видимых успехов - никаких. Оружие массового поражения, из-за которого, собственно, и началась военная операция, не найдено. Демократическими преобразованиями иракское правительство, как и его заокеанские покровители, тоже похвастаться не могут. Как и экономическими достижениями. В стране возник кровавый хаос, в ходе которого ежедневно гибнут десятки ни в чем не повинных людей. И конца этим потерям не видно. Даже суд и приведение в исполнение приговора в отношении бывшего диктатора Саддама Хусейна не улучшили положение дел. Наоборот, мертвый Саддам стал теперь знаменем яростного сопротивления американской оккупации.
Итог - республиканская партия, которую возглавляет нынешний президент США, из-за постоянных провалов в стабилизации обстановки в междуречье Тигра и Евфрата уже потеряла лидирующие позиции в конгрессе и сенате.
И с самого начала было слишком очевидным, что проведение "новой стратегии Джорджа Буша для Ирака" теперь столкнется с демонстративным сопротивлением на Капитолийском холме. Один из самых влиятельных американских законодателей - сенатор Эдвард Кеннеди даже предложил блокировать отправку на Ближний Восток дополнительных войск и отказать Бушу в финансировании этого шага. Конгрессмены от Демократической партии недовольны и тем, что глава администрации проигнорировал рекомендации комиссии Бейкера-Гамильтона, которая призвала руководство страны к скорейшему выводу американских войск из Ирака и подключения к процессу замирения Ирана и Сирии. Да и согласно опросу общественного мнения, проведенному корпорацией Gallup и газетой USA Today, большинство американцев - 61 процент - тоже выступают против увеличения военного контингента США в районе Персидского залива. Нет единства по этому вопросу и среди руководства Пентагона и Комитета начальников штабов вооруженных сил США.
Но, может быть, именно на такую реакцию и рассчитано обращение президента США к американскому народу? Трудно поверить, что в Белом доме не понимают, что своей не продуманной до конца политикой в Ираке вашингтонская администрация загнала себя в тупик. Любой предпринятый ею шаг приведет только к ухудшению ситуации - сравнительно быстрый вывод войск, что предлагают Бейкер-Гамильтон, или увеличение воинского контингента, как решил президент. То и другое - плохо.
Регулярная армия, несмотря на ее оглушительное превосходство в оружии, боевой технике и самых современных средствах обеспечения боя, включая космическую разведку, системы наведения, связи и телекоммуникаций, не в состоянии справиться с разношерстными полувоенными формированиями, вооруженными только автоматом, гранатометом и взрывчаткой, забитой в легковые автомобили или обмотанной вокруг пояса шахида-камикадзе. Невозможно бороться с теми повстанцами, которые не имеют единого центра управления, общего командования, согласованной стратегии и тактики боевых действий, предугадать которую американским генералам и советникам просто невозможно.
Уйти из Ирака, что сейчас, что через год-два, тоже невозможно. Исламские радикалы, неважно - суннитского, шиитского толка или кто-либо еще, вроде пресловутой "Аль-Каеды" и "Хезболлы", почувствовав свою силу, начнут демонстрировать ее, сеять кровавый хаос не только в районе Ближнего Востока или Афганистана и Пакистана, но и в Европе, в Северной Америке, в Юго-Восточной Азии...
Историческую ответственность за все это нынешняя администрация Белого дома брать на себя не хочет. Она хочет переложить ее на кого-то другого.
Не здесь ли причина того, что в своем обращении к нации Джордж Буш не просто заговорил о том, что именно иракцы и нынешнее правительство Ирака должно взять на себя основную ответственность за положение в своей стране - он даже установил срок, когда они должны отчитаться о своих успехах: ноябрь 2007 года. Это, если вспомнить, время разгара выборов нового президента США.
Вот тут тайный смысл "увеличения американского контингента в Ираке" и других "находок новой стратегии Буша" становится прозрачным и ясным.
Сегодня уже понятно, что после всех "иракских перипетий" кандидату республиканцев место на американском Олимпе, что называется, не светит. Но если начать свертывание иракской кампании и вывод американских войск именно в нынешнем году, то позор поражения навсегда будет связан именно с республиканской администрацией и ее президентом.
А вот если вся эта работа начнется, а она обязательно начнется, при президенте-демократе, то все неудачи в Ираке станут ассоциироваться только с ним. И через один президентский срок республиканцы опять с полным правом смогут претендовать на главный пост в США.
Наивно полагать, что Джорджа Буша и его команду очень сильно волнует ситуация в Ираке и вокруг него после вывода американских войск из этого региона. Главное для них сегодня и завтра - извлечь выгоду из своего очевидного поражения в районе Персидского залива. И тактический ход с увеличением пентагоновского контингента и с принятием других мер для, якобы, "стабилизации обстановки в Багдаде и в его окрестностях" - только уловка, направленная на сохранение долгосрочного влияния республиканцев на политическую и экономическую жизнь США. Может быть, уже через четыре года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции