Католики празднуют День Богоявления
Праздник Крещения Господня или Богоявления, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Согласно христианскому вероучению, именно после Крещения Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. В западной церкви праздник получил название Богоявление (греческое Эпифания, Теофания), поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская церковь до сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата - 6 января. У католиков центральным содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей - магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны, Христу как царю приносится в жертву золото, как богу ладан, как человеку - мирра. Празднование Богоявления заключается в посещении торжественной мессы в костеле и семейном ужине после полуночи у камина с «рождественским поленом». По западной традиции в день Богоявления совершается не только освящение воды, но также ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: «К+М+В». Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры - «эпифанские огни», освещающие «путь волхвов».
В Армении отмечается Рождество Христово
Только Армянская апостольская церковь, в V веке отделившаяся от Вселенской церкви, сохранила у себя первохристианскую традицию празднования Рождества 6 января. Рождество в этот день отмечается совместно с Крещением Господним и называется Богоявлением. По местному преданию, эта традиция идет еще от апостолов Фаддея и Варфоломея. Связано это с тем, что, согласно Ветхому завету, никто не имел права проповедовать, не достигнув 30-летнего возраста. Таким образом, когда Христос начал проповедовать, ему было 30 лет. Из-за этого церковь в начале отмечала Рождество и Крещение в один день, так как Христос начал проповедовать после крещения. Праздник Рождества и Богоявления - это праздник прихода в мир и Явления Господа Иисуса Христа. Праздник Рождества в Армении начинают отмечать уже 5 января. День накануне Рождества по-армянски называется чрагалуйц. В этот день по древней традиции зажигают все лампады и свечи в храмах. Из церквей доносится духовный гимн «Великое дивное таинство», созданный в V столетии ученым и епископом Мовсесом Хоренаци. Утром 6 января все верующие (как правило, семьями) идут на литургию и причащаются Святых Тайн. В церкви служится рождественская литургия с зажженными лампадами. Зажженная лампада символизирует вифлеемскую звезду, которая указала волхвам дорогу к пещере, где лежал Иисус, завернутый в пеленки. 6 января, после рождественской литургии, совершается Водоосвящение. В купель наливается вода и освящается животворящим святым Крестом и святым мирром. Настоятель храма выбирает из прихожан крестного, который своими добродетелями заслужил это звание. А после освящения воды крестный принимает святой крест из рук священника и уносит его домой. Прихожанам раздается освященная вода во здравие тела и исцеление души. Вода в купели символизирует реку Иордан, святой Крест - крестящегося Христа, крестный - Иоанна Крестителя. Через 40 дней крестный приносит крест обратно в храм. Рождество Христово в Армении - это семейный праздник, а потому вся семья собирается после литургии за праздничным столом. После этого, по традиции, дети навещают своих родителей, младшие идут к старшим, благовествуя им Рождество Господне.
595 лет назад (1412) родилась Жанна д'АРК, национальная героиня Франции
Ее детство пришлось на тяжелый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420) король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии. Молва обвиняла королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора; по стране распространялось пророчество: «Женщина погубила Францию, дева ее спасет». Жанну стали посещать видения: ей являлись святой Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита, убеждая Жанну идти к пребывавшему на не оккупированном англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасти страну. В марте 1429 года Жанна прибыла в замок Шинон, где находился Карл VII, и возвестила ему, что ее «голоса» сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей. Жанна сумела убедить Карла, и тот отправил ее с войском в Орлеан, где она получила второе имя - Орлеанская дева. Молва уже утверждала, что именно она - та дева, что спасет Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, в мае 1429 года осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии.17 июля Карл VII короновался в Реймсе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя. В августе 1429 французы начали наступать на занятый англичанами Париж. Попытка взять его оказалась неудачной, и, несмотря на настояния Жанны, королевские войска отступили. 23 мая 1430 года Жанна попала в плен к англичанам. Те организовали церковный суд в Руане, обвинив Жанну д'Арк в ереси и колдовстве. 29 мая 1431 года судьи и ассистенты, собравшиеся в архиепископской церкви, вынесли окончательное решение о том, чтобы передать осужденную в руки светских властей, но просить их действовать с предельной мягкостью. Фактически это означало смертный приговор. 30 мая в 9 часов утра Жанну д'Арк вывели из тюрьмы и повезли на телеге под конвоем из 80 английских солдат на площадь Старого рынка. Здесь уже были сколочены деревянные помосты для судей и возведены эшафоты. Третий эшафот предназначался для Жанны д'Арк. Он имел гипсовое основание, вокруг него штабелями высились дрова. А посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка». Горожан не подпустили близко к месту казни. 800 английских солдат оцепили эшафот. Было приказано даже закрыть деревянные ставни окон, выходивших на площадь. Епископ Кошон огласил приговор церковного суда: «...Мы объявляем тебя, Жанна, вредным членом церкви и, как такового, отлучаем от нее: мы отдаем тебя в руки светской власти, прося ее, однако, смягчить свой приговор и избавить тебя от членовредительства и смерти...». Палач привязал девушку к столбу на эшафоте и, спустившись вниз, поднес огонь к разложенным дровам. Так погибла Орлеанская дева. В 1455-1456 годах в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д'Арк. 16 мая 1920 она была причислена католической церковью к лику святых.
185 лет назад (1822) родился Генрих Шлиман, немецкий археолог. Открыл местонахождение Трои и раскопал ее
Генрих Шлиман родился в небольшом городке в Земле Мекленбург-Передняя Померания в многодетной семье. Не получив систематического образования, но обладая недюжинными способностями и коммерческой жилкой, он быстро стал удачливым купцом, наладившим торговые связи с Россией. Вскоре он переехал в Петербург, где основал в 1847 году свою фирму. Русский язык Генрих Шлиман выучил еще в Германии, этот язык стал пятым иностранным языком, которым к тому времени он овладел (всего к концу жизни Шлиман владел пятнадцатью языками). В Петербурге Шлиман стал купцом 1-й гильдии, его состояние стремительно росло благодаря поставкам в Россию селитры, пороха, меди. Через 11 лет успешной коммерческой деятельности Шлиман смог совершить большое путешествие. После посещения Египта и ряда стран Азии он попал в Америку. То было время знаменитой золотой лихорадки, во время которой сколачивались миллионные состояния. Шлиман без труда получил льготную лицензию на право открыть в Америке свою компанию по скупке золотого песка у старателей Сан-Франциско и его вывозу. Вернувшись в Россию, он стал одним из самых богатых людей торгового Петербурга. Но необузданная энергия и жажда познания не давали предпринимателю покоя. В 44 года он оставляет коммерческую деятельность и начинает изучать археологию и греческий язык в парижской Сорбонне. Прочитав «Илиаду», Шлиман уверовал в реальность событий, описанных Гомером, и решил найти Трою - древний Илион. Шлиман упорно шел к поставленной цели, годами набирался опыта археологических раскопок и отрабатывал свой собственный метод исследований. Он участвовал в раскопках древнего города Микены в Южной Греции, бывшего когда-то центром эгейской культуры, а в XVII веке до нашей эры - столицей государства ахейцев. Полученный опыт и настойчивость принесли Шлиману главный успех: вскрыв холм Гиссарлык на Северо-Западе Малой Азии, он обнаружил легендарную Трою. Раскопки Трои велись полностью на средства Шлимана и продолжались до самой его смерти в 1890 году. Он умер от воспаления мозга, развившегося в результате изматывающей малярии. При раскопках были найдены тысячи различных предметов древнего уклада жизни, среди которых самым ценным был так называемый «клад Приама» (троянского царя, погибшего при осаде города греками). Клад Приама представлял собой ларец с золотыми украшениями, чашами и вазами. К Шлиману пришла мировая слава. Он стал членом многих академий, почетным доктором Оксфордского университета. 180 предметов, извлеченных при раскопках Трои, Шлиман в 1883 году передал в Петербург, остальная часть коллекции досталась, согласно завещанию, его жене Софии, которая должна была передать ее в дар немецкому народу. София выполнила волю покойного мужа, и вплоть до конца второй мировой войны коллекция экспонировалась в берлинском музее древней истории. С началом бомбардировок Берлина сокровища были перенесены на территорию берлинского зоопарка. Здесь они и были найдены специальным подразделением советских войск, а затем тайно вывезены в Советский Союз. Естественно, что судьба коллекции Шлимана не могла не интересовать научную общественность, но на все запросы советские официальные органы упорно утверждали, что «золото Трои» погибло во время битвы за Берлин. Лишь в 1993 году Борис Ельцин официально признал, что коллекция находится в России. Часть «золота Трои» впервые была выставлена на обозрение в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве в 1996 году, два года спустя в Эрмитаже была организована выставка, наиболее полно экспонирующая все находки Шлимана: те, что хранились в СССР, и те, что оставались в Берлине.
176 лет назад (1831) умер Родольф Крейцер, французский скрипач, композитор, дирижер
Родольф Крейцер, немец по происхождению, родился 16 ноября 1766 года в Версале. Первые уроки музыки ему преподавал отец, затем Родольф учился у Атона Штамица. С 1802 года Крейцер исполнял должность камер-виртуоза при дворе Наполеона I, затем, с 1815 года, занимал тот же пост при Людовике XVIII. Со дня основания Парижской консерватории (1795) и до 1826 года Крейцер был ее профессором. Среди его учеников - скрипачи Ш.Лафон, Ж.Л Массар. Разносторонняя творческая деятельность Р.Крейцера способствовала становлению и формированию основополагающих принципов французской скрипичной школы ХIХ века. Вместе с Пьером Родом и Пьером Байо Крейцер создал классическую методику преподавания игры на скрипке. Как скрипач пользовался мировой известностью. Игру Крейцера высоко ценил Людвиг Бетховен, посвятивший ему знаменитую сонату для скрипки и фортепиано, опус 47 (Крейцерова соната), обессмертившую имя Крейцера. Первое исполнение Крейцеровой сонаты состоялось в Вене 24 мая 1803 года. Партию фортепиано исполнял сам маэстро, на скрипке «священнодействовал» модный скрипач-мулат Джордж Бриджтауэр. Родольф Крейцер скончался в Женеве 6 января 1831 года Его наследие включает 19 скрипичных концертов, 40 опер, а также балеты, камерно-инструментальные ансамбли и другие произведения, но наиболее известным оказался сборник этюдов (1796), до сих пор используемый в качестве учебного пособия.
135 лет назад (1872) родился Александр Николаевич Скрябин, композитор и пианист, новатор музыкально-выразительных средств
Александр Скрябин родился в семье студента-юриста (впоследствии дипломата) Николая Скрябина и пианистки, воспитанницы Петербургской консерватории (урожденной Щетининой). Вскоре мать умерла, отец-дипломат жил за границей с новой семьей и редко видел сына. Скрябин воспитывался двумя бабушками и теткой, рано заметившими его исключительную любовь к музыке. Закончив кадетский корпус, в 1887-1992 годах обучался в Московской консерватории по двум специальностям: фортепьяно (класс В.И.Сафонова) и композиция (класс С.И.Танеева). В 1890 году перешел в класс свободного сочинения А.С.Аренского. В 1891 году, окончив консерваторию, совершил с огромным успехом европейское турне. В 1897 году Скрябину была присуждена премия имени Глинки за фортепьянные пьесы. В 1898-1903 годах Скрябин - профессор Московской консерватории. С 1900 года - член Московского философского общества. В 1904-1909 годах жил в Швейцарии, а также во Франции и Италии, совмещая интенсивную творческую работу с гастролями по Европе и Америке, много гастролировал как пианист по городам России. Однако вскоре сосредоточился на композиторской деятельности. Основные достижения Скрябина связаны с инструментальными жанрами (фортепьянными и оркестровыми; в некоторых случаях - Третья симфония и «Прометей» - в партитуры вводится партия хора). Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы традиционной тональности. Новаторскими стали воплощение Скрябиным в музыке философских концепций и свойственное ему цветовое восприятие звука. Партитура его симфонической «Поэмы огня» («Прометей», 1909-1910) включает световую клавиатуру (Luce): лучи прожекторов разных цветов должны сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов. В числе сочинений Скрябина три симфонии, симфоническая поэма «Мечты»); для фортепьяно 10 сонат, 9 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий, 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы. Последним произведением Скрябина стало т.н. «Предварительное действо для солистов, хора и оркестра» - мистерия, которая, по замыслу автора, должна была объединить человечество (осталась незавершенной). При жизни композитора это произведение существовало лишь в эскизах и набросках, после его смерти друзья Скрябина попытались восстановить произведение по памяти, но это не получилось. В 1990-х годах московский композитор Александр Немтин восстановил «Предварительное действо», посвятив этому не один десяток лет. 18 марта 1996 года в Большом зале Санкт-Петербургской консерватории состоялась премьера этого произведения в исполнении академического симфонического оркестра Петербургской филармонии. Умер Александр Скрябин в Москве 27 апреля 1915 года от общего заражения крови. В 1922 году образовалось Общество друзей Скрябина (председатель Б.Б. Красин, заместитель председателя В.М.Беляев, члены Совета - А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, П.А.Ламм, Н.Я.Мясковский), в том же году в квартире Скрябина в Москве был открыт музей.
Родилась Людмила Александровна Путина (1958), супруга Президента Российской Федерации
Родилась 6 января 1958 года в городе Калининграде. Окончила калининградскую среднюю школу в 1975 году, техникум, филологический факультет Ленинградского государственного университета в 1986 году, диплом защитила по теме «Причастие в современном испанском языке» и получила право работать на двух языках - испанском и французском. Позднее, находясь с мужем в Германии, самостоятельно выучила немецкий. С будущим мужем - Владимиром Путиным - познакомилась случайно - на концерте Аркадия Райкина. Вскоре после знакомства, в возрасте 22 лет, переехала в Ленинград и поступила на подготовительные курсы ЛГУ. Жила в студенческом общежитии на Мытнинской улице. Учась на 3-м курсе, вышла замуж за Владимира Путина, тогда работавшего в разведке. Расписались 28 июля 1983 года во Дворце бракосочетания на улице Петра Лаврова, а свадьбу справили на невском речном трамвайчике. В свадебное путешествие отправились в Прибалтику. В конце 1980-х годов Людмила уехала с мужем и маленькой дочкой Машей в Дрезден. Вторая - Катя - родилась уже там, в Восточной Германии. После возвращения в Санкт-Петербург Людмила Путина в течение двух лет преподавала немецкий язык на курсах иностранных языков при ЛГУ. Является инициатором создания Центра развития русского языка. Лауреат премии Якоба Гримма «За популяризацию немецкого языка» (октябрь 2002). Этой премией отмечен вклад Людмилы Путиной в развитие культурного обмена между ФРГ и Россией и, в частности, в организацию Фестиваля школьников и молодежи двух стран «Вместе в 21-й век». Лауреат премии Международной ассоциации содействия возрождению духовности «Руханият» (Киргизия). Премия присуждена супруге Президента (декабрь 2002) за вклад в развитие киргизско-российского культурно-гуманитарного сотрудничества. В октябре 2005 года Людмиле Путиной присвоено звание Почетного профессора Евразийского университета им.Гумилева (Астана) и вручена памятная медаль «Золотой воин». Владеет немецким, испанским, французским языками. Интересуется театральным искусством, музыкой, любит романсы; увлекается теннисом, горнолыжным спортом.
64 года назад (1943) указом Президиума ВС СССР введены новые знаки различия - погоны для личного состава Советской Армии
Погоны в армии и нарукавные нашивки во флоте были отменены декретом Совнаркома РСФСР в декабре 1917 года, а 16 января 1919 года приказом Реввоенсовета Республики были впервые учреждены знаки различия военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной Армии по родам войск и знаки различия командного состава. Первым отличительным знаком красноармейца и командира Красной Армии был нагрудный знак в виде венка из лавровой и дубовой веток, поверх которого помещалась большая пятиконечная звезда, покрытая красной эмалью. В центре звезды находилась эмблема - плуг и молот. Знаки носились на левой стороне груди на гимнастерке или френче, а также на левой петлице гражданского платья. Во флоте первые знаки различия были утверждены в сентябре 1921 года в виде нарукавных нашивок красного цвета с красной звездочкой, окантованной трехмиллиметровым золотым кантом-выпушкой. Знаки различия нашивались на левый рукав пальто, тужурки и кителя. Все нашивки имели длину восемь сантиметров, а их ширина связывалась с группами комсостава. 6 февраля 1925 года для командного и политического состава флота были установлены новые знаки различия - золотые и серебряные галунные нашивки на обоих рукавах тужурки от шва до шва, на которых поверху были укреплены звездочки красного цвета с золотой или серебряной окантовкой. Число нашивок определялось принадлежностью к служебной категории. 6 января 1943 года, в период Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета для личного состава армии были введены новые знаки различия - погоны. Для личного состава военно-морского флота погоны были введены указом от 15 февраля 1943 года.